Отстаивайте же Севастополь!

Oct 05, 2015 13:46

Оригинал взят у mikhaelkatz в Отстаивайте же Севастополь!


5 октября 1854 г. - день памяти выдающего русского флотоводца, организатора обороны Севастополя в годы Крымской войны, вице-адмирала В.А.Корнилова.

Он погиб на Малаховом кургане, защищая Севастополь. Выдающийся русский офицер, флотоводец, о котором адмирал Лазарев сказал «…соединил в себе и познания морского дела и просвещение настоящего времени, которому без опасения можно было бы в критических обстоятельствах доверить и честь флага, и честь нации». «Когда этот герой, - писал в «Севастопольских рассказах» Толстой, - достойный древней Греции, - Корнилов, объезжая войска, говорил: «Умрем, ребята, а не отдадим Севастополя», наши русские, не способные к фразерству, отвечали: «Умрем! Ура!».

Владимир Алексеевич Корнилов родился 1 февраля 1806 года в семье иркутского губернатора, тоже бывшего офицера, за полторы тысячи верст от Севастополя, в родовом имении Ивановское, в Тверской губернии, где до сих пор покоится на погосте прах его предков. И где ныне проводятся Корниловские чтения.



Дом-музей адмирала Корнилова в селе Рясня

Корниловы - старинная русская дворянская фамилия. Из тех, что не отличались богатством или родством с августейшими особами, но прославились своей верной службой Отечеству. Отец будущего адмирала, 29-летний Алексей Михайлович Корнилов, флота лейтенант, был удостоен высшей офицерской награды, ордена Святого Георгия IV степени "За мужественные подвиги и храбрость, оказанные 13 августа 1789 года во время сражения галерного Российского флота со Шведским".

Однако сам адмирал предпочитал говорить о себе, что он родился в Сибири. Путаница с местом рождения героя Севастопольской обороны привела к тому, что Корнилова считают своим земляком Тверь, Тобольск и Иркутск. Впрочем, для человека, ставшего легендой русского флота, это не имеет никакого значения: родина Корнилова - Россия, и этим все сказано.

Морская карьера будущего героя началась в 1823 году, когда 17-летний мичман, блестяще закончивший учебу в Петербургском морском корпусе (как и В.А. Даль, о котором мы писали ранее) был приписан на парусный шлюп "Смирный". Мичмана ожидал заманчивый кругосветный переход на Дальний Восток. Но в Северном море "Смирный" так пострадал в штормах, что вынужден был остаться на зимовку в одном из норвежских портов, а затем вернуться в Кронштадт.
Мичман Корнилов был зачислен в Гвардейский экипаж Санкт-Петербурга. И… был отчислен спустя короткое время "за недостатком бодрости для фронта"!


Отец же строго отчитал отпрыска, и уже в апреле 1826 года Корнилов-младший вновь оказался на флотской службе. Его назначили на новый 74-пушечный парусный линейный корабль "Азов", командиром которого был капитан 1-го ранга Михаил Петрович Лазарев. Это решило многое!

В Средиземном море "Азов" вошел в состав объединенной русско-англо-французской эскадры, пришедшей на помощь восставшей Греции, и Корнилов стал участником знаменитого Наваринского сражения против турецко-египетского флота 8/20 октября 1827 года. В этом сражении экипаж "Азова", несшего флагманский флаг, проявил высшую доблесть и первым из кораблей русского флота заслужил кормовой Георгиевский флаг. В Наваринском сражении мичман Корнилов, командуя тремя орудиями нижнего дека, отличился - "был одним из самых деятельных, расторопных и исполнительных офицеров", по словам Лазарева. Рядом с Корниловым сражались лейтенант Нахимов и гардемарин Истомин. Спустя неполные 30 лет они вновь будут сражаться плечом к плечу, защищая Севастополь. Малахов курган для них, - Истомина, Корнилова и Нахимова, - станет Голгофой.
Адмирал М.П. Лазарев



Линейный корабль "Азов" в Наваринском сражении

С 1830 по 1834 год под руководством Михаила Петровича Лазарева Корнилов продолжает службу на Балтийском флоте. За это время беспечный столичный повеса превратился в блестящего морского офицера!
В 1838 году Корнилов становится у М.П. Лазарева начальником штаба эскадры Черноморского флота и руководит действиями десантов при рейдах к Кавказскому побережью. Спустя 2 года он был произведен в капитаны 1-го ранга и принял под команду 120-пушечный линейный корабль "Двенадцать апостолов".



Линейный корабль 1 ранга "Двенадцать апостолов"

Для молодого 34-летнего офицера это стало величайшей честью, которую он, - по совести! - полностью оправдывал. Заведенная Корниловым организация службы на "Двенадцати апостолах" была признана образцовой и введена Лазаревым для всего Черноморского флота.



Вице-адмирал В.А. Корнилов

К началу Крымской войны Корнилов - вице-адмирал и начальник штаба Черноморского флота.
16 октября 1853 года Корнилов издал свой первый боевой приказ по Черноморскому флоту, в котором говорилось, что "хотя и не последовало еще высочайшего манифеста о войне, суда должны быть всякую минуту готовы к выходу в море для поражения неприятеля". Через неделю, 24 октября, началась война… Сподвижника Нахимова, адмирала Корнилова, по праву считают главным организатором обороны Севастополя. Командуя гарнизоном всего в семь тысяч человек, он показал пример умелой активной обороны, тесного огневого взаимодействия корабельной и крепостной артиллерии, под его командованием началась беспримерная подземная война. Быть готовым во всякую минуту, упреждать действия противника, следовать плану непременно. И именно эта тактика привела к тому, что с налета Севастополь не был взят, и оборона Севастополя продолжалась 349 дней - до 28 августа (8 сентября) 1855 г.



Бомбардировка Севастополя флотом союзников

По решению главнокомандующего А.С. Меншикова флот должен был быть затоплен, а моряки - усилить оборону Севастополя со стороны суши. Корнилов предложил свое решение - выйти в море всему флоту и дать главное сражение, с тем, что если не победить противника, так, по крайней мере, ослабить его и не позволить начать осаду города. Но Меншиков был непоколебим. Корнилов вскричал: "То, к чему вы меня принуждаете, - самоубийство! Но чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелями, - невозможно! Я готов повиноваться!.."



Затопление кораблей в Севастопольской бухте

На следующий день Корнилов отдал приказ о затоплении кораблей. «Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю... Москва горела, а Русь от этого не погибла, напротив - стала сильнее! Бог милостив! Помолимся ему и не допустим врага покорить себя!"». Чего стоит это «товарищи!». В одном слове - весь Корнилов.



Памятник затопленным кораблям в Севастополе

Памятник затопленным кораблям высится ныне в море, в нескольких десятках метров от Приморского бульвара Севастополя. Говорят, что еще и сейчас на крыльях орла, венчающего коринфскую колонну, можно увидеть на одном крыле - барельеф Нахимова, а на другом - Корнилова…



Герб города-героя Севастополя

Малахов курган, господствующая над городом высота, стал стратегически важной точкой, потеря которой через 349 дней обороны решила исход всей осады.
Первая бомбардировка Севастополя состоялась 5 октября 1854 года. Отражение бомбардировки в этот день принесло защитникам Севастополя ощущение своей силы, уверенность в себе, принесло даже ощущение победы. Но всё омрачила трагическая весть - в этот день погиб Корнилов.

Подробности последнего дня жизни адмирала обстоятельно описал капитан-лейтенант А.П.Жандр в своих воспоминаниях: "Около шести с половиной часов утра с началом бомбардировки противником Севастополя Корнилов направился на бастион № 4, являвшийся центром оборонительной линии. Пробыв на нем некоторое время, отправился на бастион № 5 и в десятом часу снова вернулся на бастион № 4, оттуда, следуя вдоль оборонительной линии и посетив смежные батареи и бастион № 3, прибыл на Малахов курган.



Оборона Малахова кургана

Сделав необходимые распоряжения, брался уезжать, но в 11 час. 30 мин. был смертельно ранен неприятельским ядром, раздробившим левую ногу у самого живота. Офицеры подняли его на руки и положили за бруствером между орудиями. Последними словами адмирала были: "Отстаивайте же Севастополь", после чего он потерял сознание, не испустив ни одного стона. В.А.Корнилова перенесли в госпиталь на Корабельной стороне (против Лазаревских казарм, ныне территория в/ч на ул.Лазаревской.), но и в последние минуты жизни все мысли и надежды адмирала были обращены к флоту, к Севастополю, к защитникам. Он говорил собравшимся: "Рана моя не так опасна, Бог милостив, я еще переживу поражение англичан". Но рана была смертельной. Адмирал успел сказать: "Благослови, Господи, Россию и государя, спаси Севастополь и флот".



Оборонительная башня Корниловского бастиона



Последние слова адмирала, произнесенные уже через силу, были "Ура! Ура!" в ответ на принесенное известие о сбитых английских батареях. Корнилов скончался в половине четвертого часа пополудни 5 октября...»
Адмирал П.С.Нахимов в письме обер-интенданту Черноморского флота и портов контр-адмиралу Н.Ф. Метлину о смерти В.А.Корнилова писал: "Владимира Алексеевича не существует. Он умер как герой. Завтра снова дело. Я не знаю, что будет с Севастополем без него - и на флоте, и в деле на берегу..."



Адмирал Корнилов на Памятнике "1000-летие России" в Великом Новгороде



Владимир Алексеевич Корнилов был погребен вторым, вслед за М.П. Лазаревым, в склепе строившегося собора святого Владимира. Первыми почтили память адмирала матросы и солдаты: на Малаховом кургане, на месте, где он упал, сраженный ядром, они выложили крест из бомб, вкопав их до половины в землю. "Славная смерть нашего любезного, почтенного Корнилова, - писал государь Николай Павлович князю А.С. Меншикову, - меня глубоко огорчила. Мир праху его! Вели положить его рядом с незабвенным Лазаревым. Когда доживем до спокойных времен, поставим памятник на месте, где убит, и бастион назвать по нем." Указ Николая I был исполнен: бастион назван именем адмирала; в 1895 году воздвигнут памятник по проекту генерал-лейтенанта А.А. Бильдерлинга и скульптора И.Н. Шредера.



Во время Великой Отечественной войны памятник был уничтожен: бронзовую часть фашисты вывезли в Германию, на переплавку, а постамент взорвали.

К 200-летию Севастополя на прежнем месте вновь поднялась скульптурная композиция, многие годы составлявшая неотъемлемую часть облика Малахова кургана. Авторы проекта - скульптор М. К. Вронский и архитектор В. Г. Гнездилов - воспроизвели утраченный памятник, полностью сохранив замысел и композицию первых его авторов.



И снова на священном для севастопольцев месте возвышается фигура легендарного адмирала. На постаменте приведены его последние слова: «Отстаивайте же Севастополь!» Ниже надпись: «Генерал-адъютанту, вице-адмиралу В. А. Корнилову, смертельно раненному на этом месте 5 октября 1854 г.».



Русский бронепалубный крейсер 1 ранга "Адмирал Корнилов" в Финском заливе, 1905-1907 гг.

Светлана Ляхова, Группа ВК «Солдатский храм»

Севастополь, Крым, Российская империя, историческое достоинство

Previous post Next post
Up