Хуан Росалес. Христиане и марксисты в Латинской Америке

Sep 02, 2015 12:44

Оригинал взят у cultprosvet_mag в Хуан Росалес. Христиане и марксисты в Латинской Америке



В старых подшивках обнаружил выпуски ежегодного альманаха “Атеистические чтения”. И пусть название не сбивает с толку, атеизма к 90-ым в альманахе уже было мало, скорее он был посвящен вопросам истории религий. Уровень подачи материала в Атеистических чтених” был с одной стороны высок, а с другой - оставался доступным для не специалистов. В этом плане он напоминал журнал “Химия и жизнь”. В №20 за 1990 год были опубликованы несколько статей посвященных теологии освобождения. Ну а так, как на эту тему пишут у нас мало, а актуальность ее только растет, то решил оцифровать и выложить несколько статей из этого номера, чтоб получился мини цикл ликбеза по теологии освобождения. Первая статья называется “Христиане и марксисты в Латинской Америке”, автор Хуан Росалес (фото автора найти не смог). Статья была написана специально для альманаха и можно сказать публикуется впервые.

Хуан Росалес - видный аргентинский ученый-коммунист, исследующий историю и современное состояние религии на Латиноамериканском континенте. В 90-х годах он был заместителем главного редактора журнала «Нуэва эра» - основного печатного органа Компартии Аргентины, руководил специальной группой по изучению проблем религии в университете марксизма-ленинизма при ЦК Компартии Аргентины и был автором ряда книг и статей посвященных вопросам религии. Особое внимание в своих работах Хуан Росалес уделял теме диалога марксистов и христиан. Наиболее известные его работы по этой тематике: «Христиане, марксисты и революция (Революция христианская или революция марксистская в Латинской Америке?)» (1970 г.) и «Христос и/или Маркс? Религия и революция» (1984 г.).




Хуан Росалес. Христиане и марксисты в Латинской Америке

Сложная и противоречивая действительность Латинской Америки породила изменения религиозной практики христианских масс и их организаций на континенте. В этой обстановке по-новому обозначаются и задачи компартий по вовлечению трудящихся, в большинстве своем верующих, в процессе революционных преобразований.

Проблема освобождения, занимающая центральное место в программах коммунистов и других левых сил, стала предметом размышлений и объектом деятельности христиан в Латинской Америке. Освобождения от экономической зависимости политического диктата империализма, от зависимости, деформирующей человеческую личность в сфере культуры, но также, по признанию многих священнослужителей и деятелей светских организаций, освобождения церкви и теологии от навязываемого им конформистского понимания роли христианской религии, чуждого интересам верующих на континенте, которые поднимаются на борьбу за свои права и социальный прогресс.

Христиане и марксисты, участвующие в борьбе рабочего класса и широких народных масс, не могут не действовать сообща. Сама жизнь показывает христианам, что не марксизм и не коммунисты, в течение целого века предававшиеся анафеме, а репрессивные режимы, кичащиеся своей приверженностью религии, являются теми, кто отвергает христианские ценности и преследует людей за их веру.



Фрей Бетто (порт. Frei Betto, настоящее имя Карлуш Алберту Либаниу Христу ) - бразильский писатель, левый политический деятель, теолог освобождения
Доминиканского ордена. Во время диктатуры в Бразилии участвовал в движении сопротивления, поддерживал Действие за национальное освобождение,
был арестован и четыре года провел в тюрьме (где подвергался пыткам) за помощь скрывающимся от полицейских репрессий людям. В 1980-х посещал Кубу,
где долго общался с Фиделем Кастро (результатом стала книга «Фидель и религия», способствовавшая улучшению отношений кубинского правительства и
католической церкви). Участвовал в альтерглобалистском движении, сотрудничал с левоцентристским правительством президента Лулы да Силвы. 26 января
2006 г., вместе с Габриэлем Гарсиа Маркесом, Эдуардо Галеано, Пабло Миланесом, Эрнесто Сабато и другими известными деятелями культуры, Фрей Бетто
выступил с требованием о предоставлении независимости Пуэрто-Рико. В 2013 году награждён. ЮНЕСКО Международной премией им. Хосе Марти.
Бразильский Доминиканец Фрей Бетто (отец Бетто) пишет, что:

  • «одним из заблуждений нашего века является утверждение о том, что якобы раньше не имелось возможности для диалога и достижения единства христиан-революционеров и марксистов. Я думаю, что в этом выразилась победа буржуазии, которая смогла разобщить нас. Манипулируя своей приверженностью вере в бога, она изображала марксизм в карикатурном виде»{1}.
Однако как оценить ту конкретную солидарность (“Братством несчастных” назвал ее перуанский писатель Хосе Мария Аргедас) между верующими и неверующими трудящимися?



Хосе́ Мари́я Арге́дас Альтамира́но (исп. José María Arguedas Altamirano) - перуанский писатель, переводчик, этнограф.
  • ”И почему, - как говорил Ф. Кастро в Чили в 1971 г., - марксист и христианин не могут думать одинаково, если речь идет об эксплуатации человека человеком, которая в равной степени является антимарксистской и антихристианской?”
В борьбе против общего врага рассеиваются предубеждения и укрепляется единство мнений. Этот путь не свободен от непонимания и сектантства. Он далеко еще не завершен, мы находимся в самом его начале. По словам руководителя левых христиан Чили Луиса Майры, до 1968 г. проблема союза между революционно настроенными христианами и марксистами:

  • ”не видна была еще и в перспективе. Эта проблема интуитивно чувствовалась в некоторых высказываниях Че, упоминалась в документах ряда прогрессивных теологов, но она не была еще предметом массовых политических дискуссий, как это имело место начиная с 70-х годов” {2}.



Луис Майра (Luis Osvaldo Maira Aguirre)
Я думаю, что, по-крайней мере с точки зрения коммунистов, которые первыми отвергли буржуазный и мелкобуржуазный антиклерикализм и ’’протянули руку христианам”, совместно приобретаемый опыт имел огромное значение. В Латинской Америке это проявилось, например, в совместной борьбе за мир, солидарность с Вьетнамом и с Кубой, в многочисленных антиимпериалистических и антидиктаторских выступлениях 60-х гг. Правда, то были лишь начальные шаги, не всегда смелые и последовательные, и наша собственная политика ’’протянутой руки” едва выходила за рамки теоретических рассуждений. Но именно в те годы начинает давать плоды совместная деятельность христиан и коммунистов, которые начинают вместе идти по пути, ведущему к освобождению. Отец Хавьер Наварро отмечал, что это:

  • ’’было неожиданностью как для нас, так и для них, опытом совместной учебы: марксисты были удивлены, что в освободительной борьбе встретились с христианами, они высоко оценивали наше умение говорить на языке, который народ понимал и считал своим, и мы восхищались их способностью к самопожертвованию, их революционной цельностью, их марксистской наукой, которая позволяла верно оценивать происходившие события”.
Конечно, существовали и продолжают существовать до сих пор взаимная подозрительность и недоверие, но борьба сблизила нас. Именно благодаря нашей общей борьбе, возглавляемой рабочим классом и имеющей целью освобождение народа, немало священнослужителей и светских деятелей восприняли революционную идеологию, поскольку для христианина не существует каких-либо исключительно ’’христианских” политических проблем. Христианская критика моральных устоев и духовного состояния общества имеет ценность лишь как часть общего протеста масс против социальной несправедливости. Как отмечал еще В.И. Ленин:

  • ’’выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам на известной стадии их развития”{3}.
Но этот протест не объясняет причин существования социального зла, не указывает путей его преодоления. Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо обратиться к революционному опыту и помощи науки, что поможет вскрыть объективные причины несправедливости и укажет практический путь для ее уничтожения.



Клодовис Бофф, бразильский священник; идеолог теологии освобождения.
Этот процесс сближения христиан с позициями революционного пролетариата начал приобретать массовый характер. Бразильский теолог отец Клодовис Бофф считает, что:

  • ”с позиций христианских низовых общин и подобных им групп изменение общества возможно лишь на основе его глубокого изучения и понимания. И в этом смысле марксистский теоретический инструментарий может использоваться со всей ответственностью и свободой как в теоретическом, так и политическом плане”{4}.
Большинство религиозных деятелей принимают марксизм как теоретический метод анализа и как практическую деятельность, отвергая философский материализм, хотя у других, таких, как Фрей Бетто, отношение к марксизму более сложное.

  • ’’Марксизм-ленинизм не является новой формой религии, - говорит он. - С точки зрения исторического опыта у меня нет предвзятого отношения к нему, он не противоречит моей вере. Я считаю, что надо десакрализовать политику и деидеологизировать религию”{5}.
  • ”Со строго политической точки зрения, - отмечал Ф. Кастро, - мне даже кажется, что можно быть марксистом, не переставая быть христианином, и работать вместе с марксистами-коммунистами для преобразования мира”{6}.
С точки зрения ватиканского Святого престола и не столь святых государственных институтов империализма, радикализация христиан - это часть дьявольских планов ’’международного коммунизма”.



Бенеди́кт XVI (в миру Йо́зеф Алои́з Ра́тцингер,) - епископ Римско-католической церкви, 265-й Папа Римский (с 19 апреля 2005 года по 28 февраля 2013 года).
25 ноября 1981 года возглавил Конгрегацию доктрины веры (она же - Святая инквизиция).
По мнению кардинала Ратцингера, теология освобождения - это ’’одна из ересей современного времени”. Верующие, которые ее исповедуют, являются для реакционных кругов подлинными ’’носителями бациллы марксизма” или ’’скрытыми марксистами, которых надо искоренять идеологическими и всеми другими методами”.

Реакция не способна постичь диалектику истории. То, что дает жизнь теологии освобождения, так же как и другим движениям, которые пытаются решить проблемы зависимости и вскрыть причины отсталости, - это глубокие социально-политические изменения, происходящие в современную эпоху. Идеи создания нового общества распространяются среди верующих прежде всего благодаря борьбе трудящихся, которая всколыхнула все слои общества, подтолкнув их к определению своих позиций.



Луис Кардоса-и-Арагон (исп. Luis Cardoza y Aragón) - гватемальский писатель, эссеист, художественный критик, дипломат.
Преобладающую часть жизни прожил за рубежом.
Гватемальский писатель Луис Кардоса-и-Арагон писал:

  • ’’Самым значительным культурным событием в истории моей родины явилось пробуждение самосознания у подавляющего большинства индейского населения, после полувека пребывания в дантовском аду. Это событие не имело никакого отношения к серпу и молоту; оно было связано с крестом и евангелием. Наш народ в основной своей массе - католики. Когда в хижине верующего находили Библию, крестьянина убивали”{7}.
Среди индейцев и сельских пеонов, в низовых христианских общинах ”фавел” и ”вильяс-де-мисерия” {8} коллективное чтение отрывков из Библии рассматривалось как подрывная акция, потому что само это чтение в условиях, когда народ страдает и борется, вместо того чтобы вызвать чувство смирения, возбуждает протест против несправедливости, является призывом к сопротивлению угнетателям.

В Священном писании говорится о преследованиях, которым подвергался тот, кто изгнал из храма торгующих, утолил не только физические голод и жажду страждущих, разделив хлеб и рыбу, но и голод и жажду справедливости, указав на царство небесное - царство справедливости и братства, которое наступит в будущем. Именно так воспринималось угнетенными народными массами Священное писание, в отличие от тех, кто благодаря ему хотел бы увековечить свои привилегии и даже распространить их на загробную жизнь. Священное писание учило: то, что сближает людей и помогает им жить, - это не их верования и молитвы, а конкретная любовь к ближнему.

Появление и усиление влияния теологии освобождения на массы лишает правящие классы возможности использовать религию в качестве инструмента своего господства и, возможно, главного идеологического оружия, поскольку эта теология узаконивает с позиций истинной веры борьбу за освобождение как основную задачу всех угнетенных - верующих и неверующих.

Опыт совместной борьбы способствовал тому, что уже достаточно широкие религиозные круги, которые ранее были подвержены влиянию идеологии антикоммунизма и антисоветизма, начали понимать свое истинное предназначение.

Продолжение следует

Примечания

1. El Segundo Encuentro de Intelectuales de America Latina у el Caribe. La Habana, diciembre 1985.
2. Iglesia у Estado en America Latina. Мех., 1979. Р. 71.
3. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 4. С. 228.
4. Consilium, diciembre 1981.
5. Granma. La Habana, 8. XII 1985.
6. Fidel у la religion. La Habana, 1985. P. 333.
7. Casa de las Americas. La Habana, 1985. N 151. P. 36.
8. Так называют кварталы трущоб в Аргентине.

теология освобождения, христианство, коммунизм

Previous post Next post
Up