Не юбилейте!

Jun 11, 2018 19:00



Представьте себе, оказывается, в начале февраля исполнилось 145 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина. Вы об этом не знали? Я тоже, пока не заглянул в календарь. Похоже, эту дату Россия просто не заметила. Хотя автор «Кладовой солнца» и «Кащеевой цепи» вроде бы признанный русский, советский классик.

Что касается 150-летия Горького, то тут тоже ни СМИ, ни культуртрегеры не перестарались. Между тем ЮНЕСКО включило горьковский юбилей в свой список, придав ему международный статус. Но, видите ли, классик-то он классик, да ведь пролетарский. А пролетариат сейчас не в тренде.

А вы в курсе: совсем скоро, буквально в июле, по крайней мере теоретически, должно отмечаться 190-летие Чернышевского? Что очень актуально, потому как на вопрос Николая Гавриловича «Что делать?» мы ответ до сих пор ищем, да не шибко успешно. А осенью ровно 190 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. И пока особого резонанса и обильной информации о подготовке празднования не заметно. А уж 200-летие Тургенева и подавно в тени событий поважнее.

Зато столетие Александра Исаевича Солженицына звучит в ушах уже года три, если не четыре.И ничего, что он родился аж в декабре 1918-го. Коли речь о подобной величине, то чем раньше начнется ее прославление, тем правильнее. Ситуация сильно напоминает сатирическую сказку Оруэлла (я позволю слегка перефразировать его слова): конечно, все классики у нас равны, но некоторые равнее.

Впрочем, а кто сказал, что Солженицын классик? Кто-то из литераторов или политиков, не лишенных вкуса, немножко даже застеснялся и попробовал смягчить формулировку: Солженицын, дескать, может, и не великий писатель, но великий гражданин. Ну, да, разумеется... «Архипелаг ГУЛАГ» написал. И еще гору публицистики, включая растиражированную в 1990 году аж в двадцати семи миллионах экземпляров статью «Как нам обустроить Россию?». В ту пору сочинитель еще жил за рубежом. А когда он вернулся и проездился, если не ошибаюсь, по двадцати шести российским губерниям, то увидел, что ельцинская Россия обустроена худо. И описал это в большой книжке очерков с недвусмысленным названием «Россия в обвале».

В той книжке много всего и всякого. Нет только излюб­ленного и неолибералами, и ультрапатриотами покаяния. Александр Исаевич ни строчкой не обмолвился о личном своем вкладе в развал Советского Союза и в обвал России девяностых. Или он полагал, что его призыв как можно скорее избавиться от объевших бедную Россию двенадцати республик никакой роли в развале страны не сыграл? А категорический вердикт, что у Советского Союза за семьдесят лет не было вообще никаких достижений, укреплял патриотические чувства поверивших автору читателей? А утверждение, что не стоит гордиться советско-германской войной (так Солженицын переименовал Великую Отечественную), сослужило добрую службу в познании молодыми отечественной истории и пробудило у них уважение к предкам-героям? Таких сомнительных эскапад в избытке не только в помянутой статье, но и в главном творении г-на Солженицына «Архипелаге ГУЛАГ».

Нет, Солженицын, я полагаю, любил свою страну. Но на собственный салтык. Примерно так же, как генерал Власов, о котором он отзывается с немалым почтением, или другой генерал - Краснов, что поставил под ружье вермахта своих казаков. Им всем требовалась другая Россия. Но вот заполучить другую Россию они готовы были любой ценой. Не зря тот же Исаич не без некоторого сожаления заметил, ответствуя на вопрос американского журналиста: обидно, что Штаты могут бороться против СССР только словами. Бомбы и ракеты, разовьем мысль писателя, были бы куда эффективнее.

В публицистике Солженицына есть серьезные соображения и наблюдения. Вот только реализация его советов, в частности, держать союз с Украиной и неустанно хлопотать о народосбережении в конце минувшего века, на деле не реализовалась. А он, между тем, недвусмысленно претендовал сразу на все роли: отца нации, пророка, Толстого, Конфуция, Дэн Сяопина. Но сыграл их плоховато. Пророчества не сбылись. А то, что произошло в ельцинско-гайдаровскую эпоху, пожалуй, повергло в растерянность и самого пророка. Так что Е.Б.Н. нашему Александру Исаевичу не больно-то нравился.

Но мы почему-то в одинаковой степени готовы воздавать должное и тому, и другому. Борису Николаевичу поют оды и гимны в Ельцин-центре. Что же касается Александра Исаевича, то в программе считайте уже начавшихся торжеств в его честь сотни мероприятий, включая установку памятника в столице, устройство музеев, создание фильмов.

Вы спросите: я что, против того, чтобы отметить юбилей литератора, чье имя как-никак на слуху десятки лет? Не против. Но соизмеряя сделанное им с тем, чем его упертый антисоветизм обернулся для нас всех. До классика он, скажем прямо, недотянул. Приветивший Солженицына когда-то в хорошей газете «Литературная Россия» Эрнст Сафронов, человек, по отзывам многих, честный и принципиальный, говорил со стыдом и болью: «Он всех обвел вокруг пальца. Даже своего литературного отца Твардовского измазал дерьмом. И всех заступников предал. Поставил себя выше Достоевского и Толстого».

Грустно, но есть подобное мнение. Причем высказывал его не один. Давайте читать книги Солженицына. Но понимая, что это все-таки не Тургенев, тем более не Толстой, не Горький. Даже не Короленко. Будем следовать мудрому, а главное - настоящему классику Лескову. Он не соглашался с поговоркой, что о мертвых либо хорошо, либо ничего, а придерживался более справедливого и достойного принципа: о мертвых - правду. Потому как елейные выдумки об умерших заводят в тупик живущих.

И. Неверов
Липецкая газета


#АрхиПевецЛжи
#АнтиСолженицын
#СтопСолженицын


Солженицын, #СтопСолженицын, #АрхиПевецЛжи, #АнтиСолженицын

Previous post Next post
Up