Вдохновение после «конца истории»: Запад о Марксе

May 24, 2018 20:20



Карл Маркс
Александр Лебедев © ИА Красная Весна

В конце 2017 года исследовательская группа из более чем ста экономистов разных стран мира во главе с автором нашумевшей на Западе книги «Капитал в XXI веке» Томом Пикетти подготовила доклад «О неравенстве в мире». Согласно проведенному исследованию, начиная с 1980 года, почти треть всего прироста мирового богатства (27%) достались 1% человечества. При этом 4% вновь созданных богатств пришлись менее чем на 80 тысяч человек, а доходы среднего класса практически перестали расти. В докладе отмечается, что быстрее всего экономическое неравенство растет в ведущих экономиках мира.

Оуэн Джонс, автор опубликованной в 2011 году книги «Демонизация рабочего класса», комментирует причины своего литературного успеха: «Если бы я написал свою книгу четырьмя годами ранее, то от нее бы пренебрежительно отмахнулись, назвав классовой концепцией 1960-х. Но классы вернулись в нашу сегодняшнюю действительность, потому что экономический кризис по-разному влияет на людей, и потому что заклинания типа „мы все в этом виноваты“ оскорбительны и нелепы. Нельзя сегодня говорить так, как говорили в 1990-е годы, - что все мы - средний класс. Реформы нынешнего правительства носят классовый характер. Условия жизни рабочего класса в 2016 году будут хуже, чем в начале столетия. Это открытая классовая война».



МарксМаркс
Сергей Анашкин (С) ИА Красная Весна

В 2008 году, в котором, по Джонсу, на Западе стали вспоминать о марксизме, разразился мировой экономический кризис. Во время этого кризиса впервые со Второй Мировой войны мировой ВВП показал отрицательную динамику. Неожиданная и беспрецедентная глубина кризиса, сравнимая с Великой депрессией 1930-х, показала, что существующие экономические теории не работают. Экономисты стали возвращаться к наследию Маркса.

Обозреватель издания Time Майкл Шуман в статье «Месть Карла Маркса: наш мир сформирован классовой борьбой» (2013 г.) утверждает: «Сейчас глобальная экономика охвачена затяжным кризисом, трудящиеся всего мира страдают от безработицы, долгов и стагнации. И уже не так легко отмахнуться от яростной критики капитализма, с которой выступал Маркс, - заявлений, что этот строй по определению несправедлив и сам себя разрушит».



Гаэль ЖироГаэль Жиро
marianne.net

Главный экономист Французского агентства развития Гаэль Жиро в 2016 году отмечал: «Финансизация наших экономик достигла за последние годы небывалого уровня (это соответствует прогнозам Маркса) и грозит саморазрушением с параллельным крахом реальной экономики. … Новый крах неотвратимо погрузит Евросоюз в глубочайшую рецессию». При девальвации существующих теорий марксизм неожиданно оказался новым словом. Знаменитый американский публицист и издатель Бхаскар Сункара в статье «Почему идеи Карла Маркса более актуальны, чем когда-либо в XXI веке» в 2013 году в The Guardian так описал сложившуюся ситуацию: «К марксизму стали часто прибегать в условиях экономического кризиса».

Бывший редактор секции отзывов Süddeutsche Zeitung и автор опубликованной в 2018 году книги по философии Маркса Томас Штайнфельд отмечает: «Возрождение марксистского мышления идет полным ходом со времен финансового кризиса 2008 года. Наши экономисты могут объяснять рынок только как работающую систему. Но кризис заставил нас обратить внимание на Маркса: что, если рынки латентно катастрофичны?».



Бранко МилановичБранко Миланович
ranepa.ru

Бывший ведущий экономист Всемирного банка, приглашенный профессор университета Мэриленда и университета Джона Хопкинса Бранко Миланович говорит о наследии Маркса в современной экономической науке: «Маркс бесспорно является одним из величайших и наиболее влиятельных интеллектуалов всех времен, наряду с Аристотелем и Августином. Его влияние неразрывно связано с капитализмом. До тех пор, пока существует капитализм, Маркс будет самым проницательным аналитиком. Маркс действительно понял одну важную вещь. Основу проблемы, по мнению Маркса, составляет гиперкапитализм. Эта модель подразумевает систематический рост неравенства и дает коммерческую оценку всем типам человеческих отношений. В результате политиков заботят лишь интересы самых богатых. Именно поэтому они ведут себя как „исполнительный комитет буржуазии“: высшие классы платят им как напрямую, так и косвенно, - через финансирование избирательных кампаний. Таким образом, аналитический подход Карла Маркса весьма актуален, когда речь идет о современных западных обществах».

Колумнист газеты The Guardian Стюарт Джеффрес в статье «Два столетия спустя Карл Маркс чувствует себя более революционным, чем когда-либо», опубликованной в мае 2018 года, отмечает: «Для меня то, что делает Маркса достойным чтения сейчас, - это не его прогнозы, а его резонансные диагнозы. Например, он и Энгельс описали, как работает глобализация. Нам нужен Маркс, чтобы помочь нам понять состояние, в котором мы находимся, хотя это только прелюдия к большей борьбе, для которой его труды менее полезны: а именно, как из этого состояния выйти».

Греческий экономист и экс-министр финансов Янис Варуфакис в 2015 году заявил: «Блестящее понимание Марксом сути капиталистических кризисов было таким: чем больше успех капитализма в превращении рабочей силы в товар, тем меньше стоимость каждой единицы производимой им продукции, тем ниже уровень прибыли и, в конечном счете, ближе к рецессии экономики. Когда Маркс писал о том, что труд - это живой, образующий огонь; переходность вещей; их временность; он вносил наибольший вклад, который кто-либо когда-либо делал для нашего понимания острого противоречия, заложенного в ДНК капитализма».

Начиная с 2008 года растут тиражи изданий трудов Маркса. Организатор лондонского ежегодного фестиваля «Марксизм» Джозеф Чунару отмечает, что «возрождение интереса к марксизму, особенно - среди молодых людей, вызвано тем, что он дает инструменты для анализа капитализма, и особенно - капиталистических кризисов, подобных тому, в котором мы оказались сегодня».



Обложка первого издания первого тома «Капитала» (фрагмент)Обложка первого издания первого тома «Капитала» (фрагмент)
(cc)

Примеры обращений к экономической теории Маркса на Западе для объяснения происходящего в наши дни можно множить бесконечно. Член Левой партии Германии Дитер Коваллик сказал недавно: «Что касается чтения Маркса, Запад стал теперь более прогрессивен, чем Восток».

Однако на Западе учение Маркса рассматривают не только через призму экономической науки и социального неравенства. В современных условиях вновь стала актуальна марксистская историософия. Профессор Эрик Хобсбаум в своем предисловии к новому изданию «Манифеста Коммунистической партии» заявляет, что «Маркс был прав, когда утверждал, что «противоречия рыночной системы, основанные ни на чем, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“, системы эксплуатации и „бесконечного накопления богатства“, никогда нельзя преодолеть. Что в определенный момент в процессе трансформаций и реструктуризаций развитие этой, по сути дела, дестабилизирующей системы приведет к такому состоянию дел, которое больше нельзя будет называть капитализмом. Крайне маловероятно, что такое посткапиталистическое общество будет отвечать традиционным моделям социализма. … Какие формы оно может принять, и насколько оно будет олицетворять гуманистические ценности коммунизма Маркса и Энгельса - это будет зависеть от политических действий, благодаря которым наступят эти перемены».



Заброшенный объект социальной инфраструктуры. МолдавияЗаброшенный объект социальной инфраструктуры. Молдавия
twentyyearsafter.su

Отдельно следует выделить понимание марксизма на Западе как «вдохновения после “конца истории”». Такая трактовка встречается всё чаще и чаще. Приведём несколько примеров.

Греческий экономист, экс-министр финансов Янис Варуфакис, в статье «Маркс предсказал наш нынешний кризис и указывает выход» заявил в газете The Guardian в апреле 2018 года: «В конце 1840-х гг. капитализм находился на краю гибели и был местным, раздробленным и робким. И все же Маркс и Энгельс предвидели наш глобализированный, финансизированный, железный, процветающий капитализм. Это существо появилось на свет после 1991 года. В момент его создания была провозглашена смерть марксизма и конец истории. Как оказалось, коммунистический манифест был прав, хотя и запоздало. Для доказательства прогноза потребовался распад СССР и вливание двух миллиардов китайских и индийских рабочих в капиталистический рынок труда. Разве история когда-нибудь имела более острую иронию?». Современный уровень развития технологии не требует участия всего населения в производстве. Поэтому определяющими для общественных отношений становятся «человеческие» вопросы: «С быстрым развитием передовых технологий, мы приблизились к тому моменту, когда мы должны решить, - как относиться друг к другу рациональным, цивилизованным образом. Мы больше не можем скрываться друг от друга за неизбежностью работы и репрессивными социальными нормами, которых она требует». Варуфакис считает, что марксизм позволит ответить на эти вызовы.

Обозреватель The Guardian Стюарт Джеффриз в статье 2012 года «Почему марксизм снова на подъеме» отмечает, что для молодежи марксизм - незапятнанное учение, не связанное с ошибками прошлого. Молодежь «не связывает марксизм с ГУЛАГом, а триумфализм «Конца истории» Фукуямы, не захватывает их воображения, как у более старшего поколения».

Американский публицист и издатель Бхаскар Сункара в статье «Почему идеи Карла Маркса более актуальны, чем когда-либо в XXI веке» в той же The Guardian в 2013 году пишет: «Капитал продавал нам видение завтрашнего дня. Рецессия 2008 года разрушила эту конструкцию. Капитал, свободный от угроз низов общества, рос декадентским, диким и спекулятивным. Для многих в моем поколении идеологические основы капитализма были подорваны. То, что высокий процент американцев в возрасте от 18 до 30 лет имеют более благоприятное мнение о социализме, чем о капитализме, по крайней мере, сигнализирует о том, что эпоха холодной войны, связывающая социализм со Сталинизмом, закончилась. ... Обзор политического ландшафта в Америке, несмотря на появление движения «Захвати Уолл-стрит» в 2011 году, является мрачным. Трудовое движение показало некоторые признаки жизни, особенно среди работников государственного сектора, борющихся с жесткой экономией, но это в лучшем случае арьегардная, оборонительная борьба. Царит апатия, а не революционный пыл. Марксизм в Америке должен быть больше, чем интеллектуальным инструментом для комментаторов. Он должен быть политическим инструментом для изменения этого мира. … Вдохновением после „конца истории“».

Корреспондент британского журнала The Week Райан Купер в статье 2018 года «Пора наконец пересмотреть отношение к Карлу Марксу» утверждает, что у марксизма есть своя идеологическая ниша в современном обществе. «Советский Союз давно распался, Китай полностью отказался от любого подобия коммунизма, если не считать его символов, а Маркс перестал быть пророком всеобъемлющей светской религии. Однако после глобального кризиса 2008 года постсоветский триумфализм „конца истории“ неолиберальных капиталистов превратился в ложную надежду. Так давайте же на протяжении следующих ста лет помнить Маркса как человека широчайших интеллектуальных интересов и взглядов - не больше и не меньше, - труды которого можно читать без какого-либо страха или бурного восторга».

Ростки некоего «левого ренессанса» на Западе заметны не только среди интеллектуалов. В 2011 году новый председатель Левой партии Германии Гезине Лецш в статье «Пути к коммунизму» в газете «Юнге Вельт» заявила: «Мы сможем найти пути к коммунизму, только если отправимся в путь и опробуем его, будь то в оппозиции или в правительстве».

В гонку за наследие Маркса включилась Католическая церковь. В 2009 году в официальном издании Ватикана L'Osservatore Romano была опубликована статья профессора Папского Грегорианского университета Георга Занса. По мнению профессора, в работах Карла Маркса «содержится достаточно удачный анализ несправедливого распределения капитала». Кроме того, Занс заявлял, что учение Маркса «было изначально неправильно истолковано марксистами, которые полностью исказили смысл идей философа», и что именно это объясняет нежизнеспособность коммунистических режимов XX века.



Распятие в виде серпа и молота. Работа Луиса ЭспиналяРаспятие в виде серпа и молота. Работа Луиса Эспиналя
Сергей Анашкин (С) ИА Красная Весна

В 2015 году папа римский Франциск принял в подарок распятие в виде серпа и молота, которое ему вручил президент Боливии Эво Моралес. Это была точная копия работы испано-боливийского левого священника Луиса Эспиналя, убитого в Ла-Пасе в 1980 году.

Маркс нужен обездоленным, - они ищут у него понимания происходящего и совета в борьбе за свое будущее. Власть предержащие не знают, как сохранить устойчивость мировой экономики, не используя марксову экономическую теорию. Интеллектуалы используют идеи Маркса для предсказания надвигающихся трансформаций капитализма. А люди духа, не принимающие «ложной надежды неолиберализма», видят в коммунизме «вдохновение после конца истории». Мир демонстрирует потребность в работах Маркса.

ИА Красная Весна

Маркс, коммунизм

Previous post Next post
Up