Оригинал взят у
maximillienr в
Что на самом деле говорил Маркс о России. Со времен Перестройки в нашем обществе настойчиво распространяется взгляд, что основоположник марксизма - Карл Маркс, якобы, являлся буквально биологическим русофобом. Будто бы он презирал русских, считал их варварским и отсталым народом.
Понятно, для каких целей это делалось: необходимо было, сыграв на национальном чувстве русских, особенно обострившемся на фоне бесчисленных унижений, принесенных ему «демократизаторами» начиная с конца 80-х годов, дезавуировать красную идею, не допустив ее реванша. Этот миф старательно раскручивали публицисты всех мастей, зарабатывая на «русофобии» Маркса политический капитал. Некоторые из публицистов, продолжают это делать и теперь. Причем «цитаты» либо вырваны из контекста, либо вовсе являются выдумками. В этом случае к ним обычно приписывают какое-то словцо, придающее ореол вдруг открывшейся тайны, вроде «скрытые цитаты Карла Маркса о РУССКОМ НАРОДЕ» (да, фразу «русский народ» обязательно пишут заглавными буквами).
Однако если мы дадим слово не «толкователям» автора, а самому автору, то выяснится, что Карл Маркс возлагал на русский народ и на Россию - громадные надежды в плане устройства нового справедливого общества, находил именно в русском народе тот задел, который позволит сокрушить царство «войны всех против всех» - капитализма. Дабы не быть голословными, процитируем автора. Итак, предисловие ко второму русскому изданию «Манифеста коммунистической партии», 1882-го года.
«…рядом с быстро развивающейся капиталистической горячкой и только теперь образующейся буржуазной земельной собственностью мы находим в России больше половины земли в общинном владении крестьян. Спрашивается теперь: может ли русская община - эта, правда, сильно уже разрушенная форма первобытного общего владения землёй - непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму общего владения? Или, напротив, она должна пережить сначала тот же процесс разложения, который присущ историческому развитию Запада?
Единственно возможный в настоящее время ответ на этот вопрос заключается в следующем. Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития.»
Кстати, эта же цитата адресует нас и к культивируемому некоторыми экономистами мифу, что якобы Маркс считал единственно возможным способом достижения коммунистического общества - через построение «развитого капитализма» по западному образцу. Такую точку зрения, например, преподносит крупный отечественный экономист В. Катасонов в своей книге «Капитализм». Однако факты - штука упрямая. Вышеприведенное высказывание - есть факт. И этот факт прямо говорит о том, что Маркс полагал, что Россия имеет возможность следовать своему пути к светлому будущему. Если же моему читателю недостаточно единичного факта, то могу преподнести ему еще. Цитата из письма К.Маркса в редакцию «Отечественных записок» - («Переписка К- Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями» Госполитиздат, 1951, стр. 221):
Чтобы иметь возможность со знанием дела судить об экономическом развитии России, я изучил русский язык и затем в течение долгих лет изучал официальные и другие издания, имеющие отношение к этому предмету. Я пришел к такому выводу. Если Россия будет продолжать идти по тому пути, по которому она следовала с 1861 г., то она упустит наилучший случай, который история когда-либо предоставляла какому-либо народу, и испытает все роковые злоключения капиталистического строя.
Ну и где тут, простите, «обязательность» прохождения по европейскому капиталистическому пути? Напротив, мы видим настоятельную неприязнь прохождения данного пути Россией. Маркс говорит, что у России есть шанс не идти этой губительной дорогой, и прямо увязывает это с сохранением общины.
И не уловил ли Маркс ту самую русскую христианскую страсть к общинности и справедливости, которая в дальнейшем, послужила тому, что наш народ принял коммунистический строй? На мой взгляд, для этого утверждения есть самые весомые основания.
Так возможно ли, чтобы русофоб полагал, что воплощение его идей наиболее вероятно в народе, какой он, якобы «патологически ненавидел»? Может ли уместиться эта абсурдная позиция в голове здравомыслящего человека? Я имею в виду тех, кто приписывает Марксу эту самую «патологическую русофобию». Или эти мифы нам навязывают те, кто хочет, чтобы Россия не строила царство справедливости на земле, не следовала своему органическому стремлению, укорненному в нем русской православной культурой, а всегда была обозом с продовольствием для западных стран? Вероятно, что так.