Оригинал взят у
kostushin в
Как завещал Киплинг 2: капиталисты какими мы их знали Капитализм шагает по Англии. Кадр из церемонии открытия олимпийских игр в Лондоне в 2012 году
Народы и государства нашего мира, которые толкают к пропасти войны всех против всех, к мракобесию, к варварству, еще надеются на мостик, что перекинут им. Как я
писал, эти молчаливые ожидания обращены к России. Что может ждать на той стороне - в следующей части. Здесь о капитализме, как главном организаторе жизни сначала в Европе, а после краха СССР и во всем мире.
Зарождение капитализма произошло в лоне эпохи Возрождения, а выход в жизнь - на её закате, вслед за возникновением протестантизма. Два этих явления европейской цивилизации определили черты нового общественного строя. Возрождение, воспевая человека, наделили членов общества верой в свои силы, протестантизм же убрал католическую церковь как посредника в отношениях с Богом, сделав благополучие жизни признаком благоволения того к человеку, т.е. раскрепостил инициативу деятельности под лозунгом "каждый человек сам кузнец своего земного счастья".
Пока капиталиcты, помимо жажды обогащения, испытывали страх быть поверженными аристократией, пока в них кипела энергия переустройства мира по принципам, считавшихся ими праведными, они вбирали в свой класс новых представителей, не считаясь с их социальным происхождением и способствуя духовному и материальному росту представителей низших слоев.
Они загоняли себя и других работой до изнеможения, брались за любой - лишь бы платили - труд, рисковали и извлекали выгоду из самых безнадежных начинаний, разорялись и поднимались вновь, затевали войны, принося переформатированному миру, как бедствия, так и выгоды, были сопричастны великим открытиям и гнусным затеям, созданию высоких образцов культуры и низкопробных поделок.
Европейский капитализм раскрутил колесо деятельности как еще не бывало у нашей земной цивилизации, вобрав туда постепенно почти весь мир. И каждый попавший в это колесо должен следовать логике жизни в нем. Какой же?
Капитализм предполагает неостановимую конкуренцию участвующих в борьбе за личное благополучие, ты постоянно чувствуешь дружественное дыхание соперников в спину. И она действует на первых и последних одинаково: вышел в лидеры, чуть зазевался, тебя опередили и оттеснили на обочину, начинай заново. Эта теория, воплощенная на практике, должна обеспечить лидерство лучших.
Реально же люди, учавствующие в этой гонке, следуют не только принципам честной конкуренции, но и семейным, групповым, национальным интересам, честолюбию. И чем больше захватывает капитализм Землю, тем шире этот список должен становится. Ведь капитализм не ставит в числе первых задачу духовной перековки людей.
Он только ограничивает их произвол рамками права, а также, намертво вобрав в себя науки, требует совершенствования в них. Это обстоятельство вкупе с желанием обойти конкурентов будут вынуждать сосредотачивать усилия на своей области деятельности, как бы, избавляться от балласта ненужных знаний. Т.е. капитализм способствовует сужению интересов и целей.
Человек будет тяготиться таковым положением, будет стремиться вырваться из повседневного конвейера жизни в капитализме. Вот как поэт описывает стремление ввысь глупой птицы, не то что человека, существа наделенного высшими помыслами :
Крякает утка надсадно в ночи.
За ногу тянет её Епифан.
Птица мечтает в небо взлелеть.
Не суждено: быть супу, быть.
:)
В итоге человек вынужден жить с раздвоенностью в душе, с последствиями для психической и физической своих сфер. И доморощенные традиционные средства (например, в Индии йога или Китае даосизм) не могут исправить эту ситуацию.
Эта логика существования в капитализме будет подталкивать лидеров заморозить сложившееся на какой-то момент состояние, по крайней мере для их роли в процессе. Конкуренция же останется для всех остальных как прекрасное средство управления: ты бежишь как белка в колесе, не вырваться.
Конечно, это можно сделать разделяя образование для большинства и элиты, позволяющее последней видеть и управлять крупными процессами. Так, класс, несколько столетий несший огонь истории, породил слой, наделенных большой властью и отказавшихся от роли двигателя развития во имя сохранения своей власти.
В последние десятилетия ситуация усугубилась. Запад, столкнувшись с реальностью потери гегемонии в мире, перешел к политике откровенного извода конкурентов. Эти государства, не прошедшие до конца модернизацию, не смогут противостоять ему. Опыт удачного противостояния Западу во всех сферах есть только у России, как приемнице СССР.