Dec 29, 2005 15:46
Тот, кто хоть сколько-нибудь озабочен своей жизнью и ее направлением, конечно, знакомы эти вопросы и я уверен, что многие из таких людей смогут как-то ответить для себя на них. Но мне бы хотелось подробнее проанализировать проблемы сознания возникающие здесь, поэтому я оставляю в стороне рассмотрение простых ответов на эти вопросы.
Как уже часто происходило ранее, я чувствую полную невозможность доказать что-либо кому-либо. Как бы ни были логичны философские построения, они не являются окончательно строгими и будучи убедительными для одних людей, оказываются непонятными или неприемлемыми для других. Поэтому имеет смысл говорить только о собственном опыте. Он может быть просто «предложен» другим для рассмотрения, но изначально не ставит перед собой задачи убедить.
Зачем я вообще что-либо изучаю? Просто беру книгу и изучаю. У меня нет логического обоснования этого процесса. Есть только две черты, которые я замечаю. Первая - априорная. Я заранее чувствую (интуицией), что мне НАДО это изучать, это делать, это совершить. Я, разумеется, хочу этого, но только ли мое хотение здесь осуществляется - не уверен. Можно сказать и иначе. Передо мной вырисовываются будущие цели, цели бесконечные, потому что за постижением одного, следует постижение иного, еще не постигнутого, способного поднять меня на новую ступень саморазвития. Стало быть, я осознаю интуитивно эту бесконечную цепь саморазвития, она не заглушена во мне и если вдруг я не исполняю того, что должен исполнять, должен только себе самому, так вот, если я этого не исполняю, моя интуиция говорит мне, что я неправ. Отсюда рождаются самоугрызения совести за бесцельно прожитые часы, дни, месяцы, годы, составляющие вторую, апостериорную черту, наблюдаемую в сознании. Это - просто. Я не обосновываю логически и не понимаю в формальном смысле этого слова. Я просто постигаю, что, не сделав того или иного, я становлюсь неправым, а более глубоком аспекте человеческой личности я не становлюсь. Вот это нестановление я и переживаю, причем, как многие знают, переживается оно даже трагедийно. Здесь сошлюсь на гениальное стихотворение Пушкина «Когда для смертного умолкнет шумный день…». В нем поэтически раскрыто переживание бесцельности жизни и несовершенности дел. Это становление (термин греческой философии) является аналогом Пути (Дао, если хотите). Намеренно оставляю в стороне толкования и прояснения этих двух терминов. Для этого надо провести специальное исследование. То есть существует некая основа во мне, в человеке, которая позволяет дать устремление жизни, всей деятельности. Мне кажется, мало назвать ее волей. Воля, как я ее понимаю, слишком слепа и отчасти иррациональна, а здесь присутствует вполне четкое осознание того, как надо поступать, а как не надо, что надо делать, а что не надо. Это какая-то очень «разумная» воля получается.