Линия отсечки

Jul 24, 2012 23:37

Мы живём в очень интересное время (это я говорю для тех, кто ещё не понял). И время это интересно в частности тем, что у нас деградирует правовое поле. Нет-нет, я не о том, что законы становятся плохими, хотя эта тема тоже интересна. Я о том, что законы перестают быть законами.
Определить законность деяния бывает весьма сложно. Ещё сложнее - ( Read more... )

законность, правовое поле, Госдума, линия отсечки

Leave a comment

maslyaev July 25 2012, 11:25:48 UTC
Это смотря о каких законах говорить. Словом "закон" мы называем принципиально разные вещи:

- Законы природы. Например, закон всемирного тяготения. Можно замутить мощный философский спор на тему "был ли закон всемирного тяготения открыт или же он был изобретён?", но предлагаю здесь и сейчас этим не развлекаться.

- Законы логики (а также математики). Например, закон больших чисел. По сути, это просто теоремы, истинность которых напрямую следует из принятой аксиоматики. Аксиоматику выдумывают (изобретают), а дальше законы уже "вычисляются". Чтобы каждый раз не воспроизводить цепочку вычисления, утверждение объявляется законом.

- Законы в юридическом смысле. Они не похожи ни на первое, ни на второе. Тех двоих невозможно нарушить (как нарушить ЗВТ или ЗБЧ?), а эти нарушить можно. Законы в юридическом смысле - это по сути набор долгоиграющих управляющих сигналов, посланных управляющей системой управляемой системе. А управляющие сигналы работают (являются именно управляющими сигналами) только в том случае, если рассматриваются управляемой системой как руководство к действию. Иначе - это просто либо информационный хлам либо никак не интерпретируемый шум.

Так что может одна группа граждан издавать (принимать) законы для другой группы граждан. И более того, она обязана это делать покуда выполняет функцию управляющей системы.

Reply

repin July 25 2012, 17:17:55 UTC
Каково представление об обществе, таковы и законы. Есть два полярных представления об обществе: коллективистское и гуманистское.

Коллективисты полагают, что общество механизм или организм, у которого есть цели и который нуждается в управлении со стороны специальных людей - управляющих. Для достижения общественных целей управляющие должны иметь законные возможности принуждать управляемых. Чтобы управляющие следовали общественным, а не своим личным целям, управляемые время от времени законно и демократически переизбирают своих управляющих.

Гуманисты полагают, что общество - это люди, что общественных целей не бывает, что цели бывают только у людей. Поэтому принуждать для служения общественным целям никого не нужно. Принуждать нужно только преступников - тех, кто берёт или портит чужое и не выполняет своих обещаний. Законы нужны только для того, чтобы регламентировать принуждение преступников. Законы, которые принуждают правых людей, а не преступников - преступные законы.

В современном мире господствует коллективистское представление об общества, а ваше понимание законов соответствует этому представлению.

Reply

maslyaev July 26 2012, 10:51:18 UTC
Мне кажется, накосячили и те, и другие. Притом гуманисты (индивидуалисты) накосячили в самом начале рассуждения (общество не может быть простой суммой индивидуальностей так как мы вообще не знаем ни одного предмета, который был бы простой суммой своих составных частей), а коллективисты не смогли удержать чистоту концепции и всё равно свалились в крысятнический индивидуализм.

Общества, коллективы, сообщества, семьи и т.п. конструкции, несомненно, обладают субъектной сущностью. О них можно (и зачастую нужно) говорить как о существах. Составных существах. Что уж далеко ходить - мы и сами вполне определённо являемся составными существами. И наш драгоценный разум, который мы в себе наблюдаем легко и непосредственно - это коллективный разум наших нейрончиков. Утверждать, что взаимодействие нейронов даёт системный эффект, наблюдаемый как человеческий разум, а взаимодействие людей не даёт никаких системных эффектов - жёсткий волюнтаризм. Тем более, что системные эффекты, возникающие при взаимодействии людей, наблюдаются легко и повсеместно.

Ошибка коллективистов в утверждении, что специально обученные и назначенные люди должны управлять жизнью общества. Им просто не хватает смелости и/или фантазии понять, что это в принципе невозможно. Логически невозможно. Не может существо (например, царь-батюшка) одновременно быть частью составного существа и одновременно с этим давать этому существу целеполагание. Получается ведь, что при этом он даёт целеполагание и самому себе. Получается логическая петля.

Попробуйте поговорить "за жизнь" с каким-нибудь из своих нейронов. Это невозможно. Вы и Ваш нейрон - принципиально разные существа. Общение между вами невозможно. Точно так же человек не может на своём языке в своих понятиях пообщаться с обществом. У обществ - своя логика, у коллективного разума - свой понятийный аппарат, не имеющий никаких точек соприкосновения с понятийными аппаратами составляющих их существ. Общение возможно только между аналогичными существами. Когда человек идёт общаться с трудовым коллективом, он на самом деле идёт общаться с людьми, образующими трудовой коллектив. С самим составным существом "трудовой коллектив" общение невозможно.

В этих рассуждениях, заметьте, нет ни капли мистики. Звучит это всё, конечно, немножко безумновато, но что делать? Всякая философия (за исключением, может быть, всякой эрзац-философии типа марксизма-ленинизма) делается через вход в состояние контролируемого безумия :)

Reply

repin July 28 2012, 01:35:15 UTC
Если нам людям невозможно общаться с Обществом, то почему бы нам не принять гуманистскую концепцию, где Общества, которое нас не слышит и нам не отвечает, нет для нас. Давайте просто решать свои человеческие дела. Какое нам дело до Общества, с которым нет никакой связи? Коллективистская же концепция чревата появлением диктаторов, лжепророков, которым якобы известна воля Общества, которое они больше любят называть Народом.

Reply


Leave a comment

Up