Сейчас я вам докажу, что мы, человеки, не являемся вершиной биологической эволюции.
Жизнь в биологическом понимании этой штуки - это потенциально бесконечное самовоспроизводство. То есть копирование. И эволюция - не более чем постепенная подстройка этого самого копирования с целью сделать его всё более надёжным и устойчивым.
Что бы и как бы ни копировалось, есть смысл применить весьма забавный понятийный аппарат, введённый Ричардом Докинзом (см, например, "Расширенный фенотип") для описания копирующихся сущностей:
Репликатор - сущность, которая может быть скопирована. Например, ген. Или файл. Или листочек бумажки на ксероксе. Или анекдот. Если мы говорим о биологии, то всё же в первую очередь это будет ген. Но, наверно, не только ген, потому что кроме собственно генетической информации при передачи искорки жизни копируется много чего, как говорится, эпигенетического.
Активный репликатор - "это такой репликатор, природа которого влияет на вероятность, что он будет скопирован". Например, смешной анекдот с гораздо большей вероятностью будет пересказываться снова и снова, а несмешной наверняка быстро канет в Лету. В отношении анекдотов их внутренняя характеристика "смешной" сильно влияет на вероятность репликации, и поэтому анекдоты - это активные репликаторы.
Репликатор зародышевой линии - это репликатор, который имеет потенциально бесконечную цепочку потомков. Соответственно, репликатор тупиковой линии - это такой репликатор, который хоть сейчас и может быть скопирован, но цепочка точно не будет бесконечной потому что вполне чётко ограничена известным пределом.
Вот, собственно, и весь понятийный аппарат. Применим теперь этот аппарат к известной нам истории развития жизни на Земле.
Шаг первый. Утверждается, что в самом начале появились молекулы, которые обладали способностью самовоспроизводиться. Утверждается, что этими молекулами были РНК, которым ничего для репликации не нужно кроме строительного материала (сырья для строительства копий) и тепла. Таким образом получалось, что всё, что можно было отнести к живому, являлось репликаторами зародышевой линии. Каждая молекула.
Шаг второй. Потом реплицируемой сущностью стали молекулы ДНК. Но для того, чтобы реплицировать ДНК, вот печалька, нужны ферменты. А для получения ферментов нужны РНК. Результат: активные репликаторы обросли вспомогательной инфраструктурой. Появились живые клетки (нужно как-то локализовать нужную инфраструктуру от разбредания по пространству). В мире одноклеточных репликатор зародышевой линии - это гены (ДНК), а всё остальное (РНК, белки, липиды и прочие молекулы) - никакие не репликаторы. Итак, зародышевая линия уже проходит не через всё живое, а лишь через его часть. А всё остальное - постоянно достраиваемая инфраструктура. Если в РНК-мире зародышевая линия проходила через все молекулы, то теперь не через все. Теперь она проходит через все клетки.
Шаг третий. Многоклеточные. Можно с одинаковым успехом говорить, что воспроизводятся организмы, создавая оплодотворённые яйцеклетки, и что воспроизводятся оплодотворённые яйцеклетки, выращивая для увеличения своей результативности организмы. И то, и другое верно. Можно сказать, что воспроизводятся куры, откладывая яйца, а можно сказать, что воспроизводятся яйца, выстраивая для этой цели суетливый кудахчущий "домик". Круг жизни не имеет ни начала, ни конца, и какой стороной поворачивать это колесо - в общем-то без разницы. Для нас в данном случае важно лишь то, что теперь зародышевая линия проходит не через все клетки. Клетка, которая находится в лапке курицы или в её сердце, продолжает делиться (и поэтому она и её гены вполне определённо являются репликаторами), но цепочка репликаций точно прервётся, когда курица умрёт. А она обязательно когда-нибудь умрёт. Поэтому это уже хоть и репликаторы, но репликаторы тупиковой линии. Зародышевая линия теперь проходит не через все клетки. Теперь она проходит через организмы.
Мы, люди, типичные представители живых организмов, обосновавшихся на этом самом третьем шаге эволюции. Но есть организмы, которые пошли дальше.
Шаг четвёртый. Смысл этого шага в том, чтобы не пытаться пускать зародышевую линию через все организмы, а часть организмов изначально создавать как инфраструктуру, обслуживающую зародышевую линию, но через себя её не пропускающую. Муравьи и пчёлы.
Итак, на Земле уже есть организмы, перешедшие на следующую концептуальную ступень биологической эволюции. А мы пока на предыдущей. Возможно, когда-нибудь и мы перейдём туда же, тем более, что поползновения постоянно делаются. Лет через миллион. Или десять миллионов. Если раньше друг друга не поубиваем. Биологическая эволюция - вещь неторопливая.
Нужно ли всеми силами приближать это светлое будущее? Ответ однозначный: не нужно. Когда (и если) оно наступит, это будет естественно и не безобразно. Если попытаться замутить это искусственно, получится точно безобразно.
Так что надо выбросить из головы всю самодовольную муть про "вершину эволюции". Мы не вершина. Считайте, что это факт. Но нужно ли по этому поводу переживать? Да нисколечко!