Продолжение трилогии. Начало
здесь.
Тема «свобода» чудовищно интересна. И интереснее всего в ней то, что само существование рассматриваемого предмета вызывает множество споров. Можно сказать, это и есть основной вопрос темы: существует ли вообще свобода воли?Мнения, как водится, два
(
Read more... )
Reply
Reply
Мы можем объяснять себе это по-разному, но принципиальная причина одна: нас такими сделала природа. Суть живого - подчинение внешней среды своим внутренним процессам. Разрушить что-то снаружи, затащить кусочками сквозь мембрану в цитоплазму, переварить, шлаки выбросить вовне. Внутренняя среда расширится, станет немного больше.
Что касается психовируса. Я знаком с этой аргументацией "раз камикадзе гибнет за Аллаха добровольно, то он свободен, ибо поступает по своей воле". Это демагогия, ибо подменяет понятие воли мотивацией. Воля - это способность генерировать мотивацию. Заставлять себя хотеть чего-то. Но мотивировать может и чужая воля, в своих целях. Очевидно, что смерть за несуществующее сверхсущество никак не способствует благу смертника, зато способствует благу секты. То есть субъект здесь - секта, это её акт, это она делает выбор.
Reply
Более того, кусок плоти только тогда может быть субъектом, когда он целенаправленно действует, то есть когда в своём "здесь и сейчас" дёргает за рычаги причин чтобы получить интересующие его следствия. Во всех остальных случаях он - объект. Вот эту возможность дёргать за эффективно работающие рычаги мы и называем властью ( ... )
Reply
А как рассмотреть с точки зрения этой теоремы, например такую вещь:
1. пример:
Я за рулем.
Цель поездки есть - определенное место
Это место - источник моего целеполагания.
Источник цели внешний (я здесь - она там)
2 пример?
Я за рулем.
Цель поездки убить время (полчаса покататься, послушать музыку, наслаждаясь приятным ходом машины)
Цель - источник моего целеполагания
Источник внутренний (я здесь, я в машине, где бы я не ехал в данный момент)
Второй пример не опровергает эту теорему?
Reply
Reply
Leave a comment