Jul 31, 2012 20:16
Хотел написать длиннющий пост про Париж, но, немного погуглив и напрягши эрудицию, понял, что абсолютно всё, что я хотел бы написать, было проговорено не единожды в различных вариациях. После этого руки опустились.
Это как с фотографией: мама снимает десятками и сотнями. Я представлю себе кадр и понимаю, что что-то типа этого размножено десятками на открытках, сладких фотографиях в путеводителях, и т.д. и т.п. Поэтому я почти не делаю фотографий, а из сделанного 90% отправляю с отвращением в корзину под одним грифом: "Пошло".
Поэтому вкратце, просто чтобы зафиксировать позицию:
1) Париж похож на Москву.
1.1) Крупный туристический город, целиком живущий на туристов, целиком заточенный на обработку максимального количества туристов (в случае Москвы "турист" заменяем на "торговец")
1.1.1) Как следствие: не город ориентирован на туристов, а турист должен подстраиваться под город. Парадоксальный эффект, возникающий из-за ГИГАНТСКОГО числа туристов, когда хоть руку подними - деньги пойдут. Зачем тогда подстраиваться? Пример: рестораны поголовно закрываются в 10 вечера, и, даже если у них куча клиентов и ещё есть свободные клиенты, новых не посадят. В Испании нас регулярно сажали хоть в полночь, к примеру.
1.1.2) Безумное распространение бессмысленных профессий, а также бездарно выполняющих свои обязанности. Потому что хоть туриста пни - всё равно десяток новых набежит. массовость же. Примеров дофига, из убившего меня: по ВСЕМУ Парижу всюду бродят негры, единственная функция которых.... Впарить тебе 3 модельки Эйфеллевой башни за 1 евро. Ассортимент на этом заканчивается.
1.2) Чёткое деление "свой-чужой", "коренной-понаехавший".
1.2.1) МНОГО арабов, негров, и тому подобному, ведущих себя подчёркнуто развязно. Мол, мы тут и пусть только попробуют оспорить!
1.2.2) Коренные жители Парижа вычисляются сразу. И дело даже не в яркой и заметной, очень характерной французской внешности. Дело в жёстком уставшем взгляде, направленном в пол, хмуром виде и недобром взгляде.
1.2.3) Обслуживающий персонал... Бывает приветливый, бывает не очень. Бывает приятный, всякий бывает. Только одно у них написано в глазах поголовно: "Детка, ты не один такой, я таких, как ты, сотни вижу". Кстати, Париж является хорошим примером того, что из этого тезиса НЕ следует хамство в стиле "Вас много я одна!"
1.3) "Моя хата с краю": город грязный там, где не нужно вылизывать, где кончаются арт-объекты, где кончается показуха. Метро вызывает приступы рвоты даже у меня, коренного в третьем поколении по матери. ИСКЛЮЧЕНИЕ: берег реки Сены. Французы, особенно молодые, любят там рассиживаться вечерком, устраивать пикнички, разумеется, и с вином тоже. Набережная располагает, машин нет, общего гнёта государства нет. Я им завидую.
2) Французский шансон имеет такое же отношение к Парижу, как русский шансон - к Москве.
2.1) То есть никакого? Не совсем. Французский шансон создаёт атмосфЭру в кафе, а также служит источником бесконечной мифологии для туристов. Вот тут принципиальная разница: русский шансон - мифология для своих. Французская - для чужих, для туристов.
2.2) Я люблю французский шансон. Но я клянусь, что он не имеет никакого отношения к воздуху города. Был я на Champ-Elysee, воспетой Жо Дассеном - ничего общего. Просто очередной романтический образ на продажу.
2.3) Если бы меня попросили назвать типичную французскую улицу, я бы назвал прямую, спускающуюся вниз улицу, регулярно засаженную деревьями, широкую, но не настолько, чтобы середина ослепительно заливалась солнцем, с кучей модных и очень дорогих магазинов слева и справа. Разумеется, оживлённую до толкучки.
2.4) Загуглите "Осман и Париж" "Османизация Парижа". Он - облик города. И, разумеется, эта регулярность и прямолинейность не имеет ничего общего с причудливой нежностью шансона.
Вот вроде бы и всё. Возможно, будет апдейт в связи со вторым коротеньким посещением Парижа.