О том, что масло из семян масличного дерева бутиросперма добывали еще в неолитическом периоде, говорят археологические находки каменных орудий, например, камни для растирания семян масличного дерева. Причем некоторые из таких археологических находок, выкопанных из земли, до сих пор используются их владельцами в своем хозяйстве по прямому назначению.
Во многих исторических документах, в которых рассказывается об Африке эпохи, предшествующей XIX веку, упоминают масло карите. Еще во времена царствования Клеопатры в Египте за ценным маслом снаряжались караваны с глиняными кувшинами, в которых его перевозили и хранили. Многие знаменитые путешественники, рассказывая в своих записях об африканской культуре, упоминают дерево карите и масло из его семян, описывают способы его применении.
Например, в 1348 году арабский географ Ал′Умари (1301-1349) в своей тридцатидвухтомной энциклопедии «Хроники царей» в описании Царства Мали, среди прочих фактов, отметил: «У дерева, называемого карити, плод похож на лимон, а вкус напоминает грушу; внутри есть мясистое зернышко, их собирают в свежем виде, давят и получают какое-то масло. Его употребляют при побелке домов, для заправки ламп и изготовления мыла. Чтобы сделать его [масло] съедобным, его обрабатывают на огне следующим способом: ставят на медленный огонь, накрывают и дают сильно закипеть; занимающийся приготовлением внимательно наблюдает за ним и часто добавляет понемножку воды. Из предосторожности он [наблюдатель] оставляет его закрытым, пока оно [масло] не достигнет необходимой густоты. Потом ему дают остыть и употребляют в еду как масло. Если вдруг крышка приподнимается, содержимое убегает, разливается, [огонь] поднимается до потолка. Случается, что огонь разгорается, сжигает дом, а иногда распространяется и охватывает город. Это масло разъедает кожи, в которые его помещают, и его можно хранить только в сосудах из тыквы».
Одно из упоминаний о масле «карити» («гарти») и растении, из плодов которого его извлекают, содержится в трактате Мухаммеда Ибн Баттуты (1304-1368/69) - арабского законоведа, путешественника и посла марокканского султана в Судан и Мали, надиктованном им секретарю двора фесских маринидов в 1348 г. после путешествия через Западную Африку. Труды Ибн Баттуты имеют огромное историческое и социологическое значение, они оказали влияние на всю арабскую науку и культуру, ученые историки-востоковеды с давних времен и до сих пор пользуются его работами при изучении средневекового Востока. Существует большое количество работ посвященных фигуре Ибн Баттуты и вариации переводов его рассказа «Подарок наблюдающим диковинки городов и чудеса путешествий». В своих африканских воспоминаниях Ибн Баттута с присущей ему тщательностью в изложении деталей описывает, в частности, растительный мир саванны, останавливаясь на поразивших его моментах:
«…Среди деревьев тех зарослей, что протянулись между Ийвалатаном и Малли, есть такие, плоды которых похожи на сливы, яблоки, груши, абрикосы, но сами деревья иного рода. Там есть также деревья, что приносят плоды, похожие на длинный огурец. Когда такой огурец созревает, он лопается и обнаруживает вещество, напоминающее муку. Эту муку приготовляют и едят. И продают на рынках.
Из земли жители извлекают зерна, похожие на зерна бобов. Их жарят и едят. Вкус их напоминает вкус жареного гороха. Иногда они мелют их и из полученной муки приготовляют что-то вроде пирожного. Это зерно жарят вместе с гарти. А гарти - это плод, похожий на сливу, очень сладкий, но ядовитый для белых людей, если они его едят. Косточки его дробят и извлекают из них масло, которое употребляют для самых разных целей. На нем готовят, его сжигают в светильниках, на нем приготовляют пирожные, о которых было сказано. Они мажутся им сами, смешивают с землей, какая у них там есть, и обмазывают этой смесью дома, так же как в других местах их обмазывают известью. Этого масла у них много, и получить его легко. В больших тыквах его перевозят из одного города в другой. Одна такая тыква вмещает столько, сколько в наших странах вмещает кувшин».
Масляное дерево до 18 столетия не было известно в Европе. Латинским названием «Parkii» дерево названо по имени шотландского исследователя Мунго Парка (1771-1806) - одного из первых европейцев, посетивших Африку, и путешествовавшего вдоль реки Нигер. Он встретил масляное дерево в королевстве Бамбарре и первым описал его ботанические характеристики, а также различные способы применения добытого из него масла. В названии растения нашло отражение основное вещество, содержащееся в его плоде - масло, получившее наибольшую известность и широкое применение - «масляное» (Butyrum) дерево.
Отступление. Слово «масло» имеет в современном латинском языке два обозначения Oleum (применительно к жидким маслам) и Buturum или Butyrum (применительно к твердым жирам). В античные времена термином Oleum назывались масла растительного происхождения (по названию оливы Olivae, также называемой масляным деревом, из плодов которой получают высококачественное жидкое жирное масло, собственно которое в начале нашей эры и называли Oleum), а термином Butyrum - жиры животного происхождения, однако со временем значение слов несколько изменилось.
Парк Мунго писал в своих замечаниях «Поездка в Африку» 1797 г.: «Помимо рабов и экзотических товаров аборигены могут поставлять масло Масляного дерева или твердое растительное масло. Оно имеет сходство с обычным маслом и схоже по применению, а дерево растет в диких лесах».
В Европу производные продукты масляного дерева впервые были завезены из Африки в середине XIX века. Начиная с лондонской промышленной выставки (на которую масло попало с Эгга на Нигере) масло ши вошло в широкое употребление. К примеру, в 1867 году в Англию было ввезено 707 центнеров масла, а уже в 1879 г. ввоз данного масла составлял 300-500 тонн (и это по минимальной оценке, так как частично масло вывозилось под названием пальмового). В этом же 1879 г. в России появились первые сообщения о масле ши, или галамовом масле и его свойствах (в частности, о его устойчивости к прогорканию и возможности употребления его для мазей, пластырей и суппозиториев) - например, в только что начавшем издаваться Фармацевтическом журнале (№14 от 15 июля1879 г.). Первые крупномасштабные практические эксперименты по использованию жидкого масла и твердого жира масляного дерева для ухода за кожей были сделаны, в основном, между 1930 и 1952 годами. Химики дали высокую оценку качеству жира семян плодов, а также его способности храниться долгое время без применения консервантов. В середине 1960-х годов масло дерева бутиросперма стремительно исчезает с мировых рынков, вытесненное маслом какао, которое активно продвигалось индустриальными странами-производителями какао. Однако, с начала 80-х годов ценное сырье восстановило значение и в наше время снова активно используется в качестве натуральной основы при изготовлении высококачественной косметики, приобретая все большую популярность во всем мире. Рынок предлагает различные сорта масла, для экстракции которых в качестве растворителя используют, например, гексан. Однако в настоящее время наиболее популярны экологически чистые продукты, полученные без использования в производственно-технологическом процессе «химии», например масло-жир, полученный прессованием.
отсюда.