Jan 12, 2014 00:50
"Vanitas vanitatum (лат. суета сует)! Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?" - эти вопросы актуальны на все времена. Отчего человек устроен так, что ему всегда чего-то не хватает? И не в этой ли вечной жажде кроется причина человеческих пороков?
Книга Уильяма Теккерея "Ярмарка тщеславия" повествует об английском обществе первой четверти XIX века. Две главных героини - Бекки и Эмилия - две противоположности, выпускницы одного пансиона, проходят через жизненные перипетии своего времени. Бекки с первых страниц книги показывает себя как бунтарская душа, готовая хитростью, изворотливостью и обманом добиваться своего призрачного счастья. Для неё все средства хороши и она ни перед чем не собирается останавливаться. Эмилия - воплощенная добродетель. За неё все решено. В её головку уже вложены нормы и догмы, ей выбран муж и она готова следовать по указанному маршруту не обращая внимания ни на что вокруг.
В сущности же, обе героини - лицемерки. Обе они обманывают окружающих и обманываются сами. Бекки, будучи эгоисткой, готова ради своих целей продаться кому угодно и желательно подороже. Она лжёт всем вокруг, она очаровывает мужчин, интригует женщин. Она умная и хитрая лисичка, которой удается во многом добиться успеха. Вот только приносит ли ей этот успех счастье и радость? И не теряет ли она что-то важное в запале своих поистине наполеоновских планов?
Эмилия выстраивает вокруг себя воздушные замки. Она убеждает себя, что любит своего жениха, с котором она была помолвлена чуть ли не в детстве. Она готова страдать от любви, восхищаться любыми чертами жениха, закрывать глаза на его распутство и не внимание к ней. А главное - годами сохранять верность этому, никогда не любившему её человеку, после его кончины. При этом она отказывается видеть любовь рядом с собой. Более того, она тиранит и жестоко мучает человека, который её любит. В какой-то момент этой добродетельной особе даже начинает доставлять удовольствие иметь рядом с собой такого преданного поклонника, которому она даже не намеревается отвечать взаимностью.
Обе героини получают в конце книги своё собственное счастье. Их судьбы неразрывно связаны с судьбами Англии. Повествование наполнено множеством сюжетных линий, которые причудливо переплетаются. Одна повествовательная картинка сменяется другой. Словно на ярмарочной площади перед читателем меняются действа при переходе от одного ярмарочного павильона к другому. Пространные рассуждения автора на тему морали имеют своей целью раскрыть все особенности светского английского общества XIX века. Для современного читателя отдельные куски могут показаться даже занудными. Некоторые авторские отступления вгоняли меня просто в уныние и желание побыстрее их преодолеть. Но как интересны эти же куски, если попытаться посмотреть на них с культурологической точки зрения. Это отражения эпохи, пропущенные через восприятие У. Теккерея. Возможно они субъективны и сгущают краски, либо наоборот, не достаточно передают глубину человеческого тщеславия. Но все в этом мире относительно. Многие вещи, к сожалению, свойственны и обществу современному. Человеческая сущность меняется гораздо медленнее развития прогресса. Мы уже не ездим в экипажах, но по-прежнему сплетничаем, следуем условностям и пытаемся казаться лучше, чем есть на самом деле. Возможно поэтому "Ярмарку тщеславия" так же интересно читать в XXI веке, как и в XIX в.? Многое в этой книги про нас. Ярмарка тщеславия еще не закончилась на площади всемирной истории, актёры играют, музыканты поют, зрители бродят от помоста к помосту.
книги,
Теккерей Уильям,
ярмарка тщеславия