Не помню,каким образом, я там оказался, но в Архиве РГАЛИ обнаружилась вот такая ссылка: ф. 2437 оп. 3 ед. хр. 990 Протоколы третейского разбирательства конфликта В. Э. Мейерхольда - М. Ю. Левидова. С выступлениями И. А. Аксенова, М. Б. Загорского, П. М. Керженцева, Л. В. Колпакчи, М. М. Коренева, М. Ю. Левидова, О. С. Литовского, В. Э. Мейерхольда, А. Р. Орлинского, В. М. Рафаила, А. Г. Сосновского, М. Б. Чарного и др.
Во здрасьте! Где Владивосток и где Мейерхольд.? И что тут делает " Новосёл" ? Ещё раз проверил, не выписался ли он в 1929 году...Нет,
прописан, правда не по Б.Никитской,а по ул. Герцена,что одно и тоже, но появились дополнительные подробности. Во-первых, указание мест работы. Название журнала «Современный театр» прояснило в первом приближении логичность ссылки на фонд архива РГАЛИ. Во-вторых, указанный номер телефона с добавлением буквы "К" , сохранился и через 20 лет я звонил по нему Сашке, узнавая уроки.
Из документов следует ,что в 1924 году он был демобилизован из рядов сотрудников Полит Управления Красной Армии. Но не использовать бесценный опыт большевика с 18 года в борьбе с классовыми врагами , было бы неразумно. Да еще он был не чужд журналистике. Лучшего кандидата для выполнения директивы Резолюции Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925г) : «партия должна озаботиться тщательным подбором лиц в тех учреждениях, которые ведают делами печати, чтобы обеспечить действительно правильное, полезное и тактичное руководство нашей литературой.» найти было трудно.Журнал был еженеИ А.Р.Орлинский был направлен в ведомство Наркома Просвещения Луначарского на должности зам.председателя театральной комиссии Главреперткома, Зам.председателя Издательства «Теа-кинопечать», и в 1927 году стал ответственным редактором вновь созданного журнала «Современный Театр», Издательство «Теа-кинопечать» которое было фактически монопольным театральным издательством, которое выпускало все более ни менее значительные театральные журналы того времени, театральные программы, афиши, почтовые открытки с портретами артистов.
Таким образом А.Р. Орлинский оказался одним из самых влиятельных деятелей, руководящих литературной и театральной жизнью Москвы.
"Современный Театр" был еженедельным и выходил тиражом 3000 экземпляров.
Каждый номер журнала открывался передовой статьёй. Журнал старался
следовать директивам Резолюции. Особенно это касалось, заботы о ростках новой литературы - пролетарской и крестьянской в первую очередь, "ее зародышевых, но в то же время небывало широких по своему охвату форм (рабкоры, селькоры, стенгазеты и проч.) которые являются составной частью культурной революции,в которую вступила страна в своём движении к коммунистическому обществу. (Гениально прозорливо: «Зародышевая форма»- это хроническая беременность, порождающая в газетах ,по радио ,на митингах призывы «смерть предателям.и вредителям...нужное вставить в 20-30 годах; позор врачам и убийцам в 53 году; Я не читал Доктора Живаго, но..; "Израильская, - говорю, - военщина известна всему свету! Как мать, - говорю, - и как женщина, требую их к ответу!»)
Мне представляется,что именно в «Современном театре» произошла мутация этой формы в
Теа-рабкоры. Это рабочие, которые по просьбе местного профсоюза посмотрели спектакль и пишут о нем в газету. Эти заметки в большинстве своем были косноязычны, но видимо играли важную роль, поскольку в 1930-е годы в Советском Союзе появятся театральные журналы, целиком рассчитанные на массового читателя из рабоче-крестьянской среды.
«Современный театр» в течение двух с половиной месяцев (т.е десять номеров подряд )вёл дискуссию о том, каким рабкоры и театральные деятели видят искусство. Итоги этой дискуссии публиковались в материале «Так что же нам нужно от будущего сезона?»
.
При всём уважении к мнению теарабкоров редакция позволяла себе порой с ними не соглашаться.Так тезис :"Рабкоры дружно ратуют за сохранение в нашем репертуаре классиков, но предлагают отбирать пьесы обдуманно, а главное, с таким расчетом, чтобы через показ классической пьесы обнаруживались отрицательные, отталкивающие стороны старого мира" встретил резкую отповедь: «Общая погоня за классиками не может быть продиктована сколько-нибудь серьезными идейными соображениями или, наконец, художественной потребностью самих театров. Увлечение классиками в такую эпоху и в таких дозах советская театральная общественность должна подвергнуть самой жесткой критике". И в подтверждение своей позиции , что театр ставит мало советских пьес, приводил статистику: в 1929 году на московских сценах шло всего восемь спектаклей против 20 классиков и пяти исторических пьес.
>"О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" 26 августа 1946 г.
Обсудив вопрос о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению, ЦК ВКП(б) признает состояние репертуара театров неудовлетворительным.
Главный недостаток нынешнего состояния репертуара ддраматических театров заключается в том, что пьесы советских авторов на современные темы оказались фактически вытесненными из репертуара крупнейших драматических театров страны.
В Московском Художественном театре из 20 идущих спектаклей лишь 3 посвящены вопросам современной советской жизни, в Малом театре из 20 -3 спектакля, в театре им. Моссовета из 9- 2, в театре им. Вахтангова из 10 - 2, в Камерном из 11 - 3,
(Ситуация по стране была не лучше) в Ленинградском театре им. Пушкина из 10 - 2, в Киевском драматическом театре
им.Франко из 11 - 3, в Харьковском театре им. Шевченко из 11 - 2, в Свердловском драматическом театре из 17 - 5 спектаклей поставлены на современные советские темы.
(Пожать лавры своего предвидения Орлинский не смог: Партия не терпела,чтобы кто-то в чём-то её опережал)
Впереди его ждала битва с "Белой Гвардией"