http://kommersant.ru/doc/2310629 Сходил на пресс-конференцию профсоюза "Учитель" и родительских организаций. В текст многое не вошло -- места не было -- поэтому решил выложить тезисы спикеров по вопросам, которые мне показались интересными. о проблемах учителей и родителей.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза "Учитель":
Новый закон об образовании дал полную свободу региональному руководству и снял всю ответственность с федеральной власти. Теперь мы зависим от того, чего захочется региональной и муниципальной власти.
В законе нет ни слова об обязанности власти предоставлять бесплатное дополнительное образование - она только может это делать, если захочет.
По закону учительская зарплата должна быть не ниже средней по региону. Но денег не прибавили. Это привело к тому, что учителям приходится брать на себя по полторы-две ставки, чтобы их зарплата соответствовала закону. Представьте, если бы работникам в офисе пришлось сидеть не по 8 часов, а по 10-12. Администрация школы вынуждена экономить -- вынуждена выдавливать библиотекарей, психологов, логопедов, соцработников. увольняют совместителей -- теперь школы не могут позволить приглашать вести уроки вузовских преподавателей, кандидатов наук, хотя это было бы полезно и интересно детям.
Учитель вынужден увеличить нагрузку. Он становится полностью зависящим от решений администрации, а та - подвешена на крючке департамента образования. Он по закону назначает директоров школ и имеет право в любой момент уволить их, без предупреждения, как не оправдавших доверия.
В этом году сейчас начнется система «эффективного контракта», из-за которого уйдет куча людей. С работником будет заключаться временный, а не постоянный договор. И в нем прописывают такие пункты, которые позволят требовать от учителя чего угодно и дадут возможность уволить его в любой момент. Я своими глазами видел контракт, где написано, что учитель обязуется подготовить к ЕГЭ всех учеников не менее чем на 75 баллов.
С контрактом связана еще одна новация -- профессиональный стандарт, он же кодекс учителя. Из-за вступления в ВТО мы обязаны его разработать и принять. Но ни в одной стране мира нет такого подхода-подсчета, как у нас. Ни один работающий учитель, даже педагогический гений, этому стандарту не соответствует. Он должен уметь в одном классе работать с обычными детьми, с одаренными, с девиантным поведением и с серьезными отклонениями здоровья. Предполагается, что у нас будут такие классы -- один ребенок с дцп, один с девиантным поведением, несколько из спортшколы, несколько с творческими талантами -- и один человек должен их всех одновременно учить. Если не может, то он автоматически отправляется за борт.
Две недели назад была трехсторонняя комиссия, с правительством
обсуждался этот профстандарт. Фнпровский профсоюз его поддержал. Если сейчас его не остановить, то будут плохие последствия. Надо пояснить, что профстандарт - это минимальный набор знаний и умений. Учитель -- массовая профессия, а в стандарте заложен супергений, непонятно, где в России таких учат.
Слияние школ продолжается, проблемы те же. Пример -- слили две школы, которые находятся далеко друг от друга. В обеих есть по библиотеке. Одного библиотекаря назначили старшим библиотекарем, другую -- младшим. Ей в три раза понизили зарплату, хотя объем работы остался тем же. Я сам видел, как эта пятидесятилетняя женщина плачет, что ей никак не объяснили, почему ее понизили в должности. Она собирается уходить и на две библиотеки останется один человек. Это будет названо эффективным менеджментом.
Марина Ожегова, руководитель Ассоциации в защиту семьи, родителей и детей:
Семейное обучение теперь считается абсолютно независимым от школы, которая занимается только аттестацией ребенка. Родителям надо писать заявление об исключении ребенка, а это незаконно -- ведь он проходит в школе промежуточную аттестацию, то есть фактически учится в ней экстерном.
Денежные компенсации родителям отменили незаконно (от себя добавлю -- с этим столкнулась замечательная Ольга Горбунова, вот она здесь пишет --
https://www.facebook.com/olga.gorbunova.35/posts/718064668219188)
С этого года возникла трудность при устройстве в школы детей, имеющих временную регистрацию. Я сейчас говорю даже не о мигрантах, а о россиянах, переехавших в другой регион. Финансирование образование теперь распределяется на 83 региона -- и получается, что Москва отказывается платить за якобы чужих детей.
Мы предлагаем ввести некие образовательные полисы, как медстрахования. У нас ведь гражданин с полисом может получить медпомощь в любом регионе, хоть и с трудом. Подобное надо вводить и для детей. Нам правительство обещает трудные времена, многим семьям, возможно, придется переезжать по стране в поисках работы. Так что это не только для Москвы актуально.
Елена Баградникова, исполнительный директор Российской общественной организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» (вот их страница --
https://www.facebook.com/groups/autism.kontakt/)
Я сама мама ребенка с подобным расстройством, и вот с какими проблемами мы сталкиваемся. Проблемы возникают на каждом шагу.
У нас должны быть малокомплектные классы -- дети не выдерживают, даже если в классе всего 12 человек. А ведь сейчас школы и учителя получают деньги именно по количеству детей. Если ребенок инвалид, то за него полагается тройная компенсация школе -- но статус детей с ОВЗ не определен, наши дети во многих случаях не могут получить инвалидность. Ну и представьте -- малокомплектный класс, 5 человек, инвалидности нет. Денег школа получает мало, из-за этого уходят педагоги. Кадры, которые имели опыт работы с такими детьми, уходят - мы не можем сохранить им уровень зарплаты. На оставшихся распространяется их нагрузка.
Школы сокращают психологов, логопедов. Мы за полгода потеряли кучу специалистов, которые не учат детей, а помогают с ними работать. Но без коррекции невозможно учиться.
Спектр проблем очень широкий -- вплоть до серьезной умственной отсталости, поэтому обязательно нужно коррекционное сопровождение. Минимум четыре часа в день в спецгруппах. Сейчас это время просто урезали в два раза, и дополнительные занятия - только во внеучебное время. Невозможно это делать не в продленке, а продленка вся платная. У нас чаще всего семьи с одной мамой, отцы из таких семей уходят -- и денег на это нет.
Нам предлагают перейти в инклюзию. Это замечательный принцип, когда детей пытаются включить в общество. Вот только ни общество, ни педагоги к этому не готовы. В школах никто не умет заниматься с нашими детьми, это просто физически невозможно -- из просто не учат этому. Для обучения таких детей нужны специальные условия - гибкий подход к программе и коррекционное сопровождение. Невозможно от нестабильного ребенка требовать тот же срок освоения программы.
Обычно родители боятся объединения школ, а мы, наоборот, очень хотели бы этого. У нас маленькая школа, 168 детей всего -- для нас объединение было бы единственным выходом, чтобы получить финансирование. Потому что непонятно откуда брать деньги. Но нам все отказали.
Сейчас ходят слухи, что особые школы переведут в департамент соцзащиты -- и тогда получится настоящее гетто. Инклюзия могла бы стать спасением, но она не проработана.
--
Я задал по этому поводу несколько вопросов Игорю Реморенко, бывшему замминистра образования и науки, который был одним из автором закона. Вот тезисы его ответов, возможно, он еще дополнит что-то в комментариях:
-- Учителей никто не сокращает. Я сейчас ректор педагогического университета и мы были бы даже рады педагогической ротации -- чтобы пожилые педагоги уходили на пенсию и на их место приходили наши выпускники. Но по московской статистике пенсионеров в образовании становится все больше.
-- Библиотекари, социальные педагоги в школах -- это заложники прошлой системы финансирования школ. Раньше директор школы мог увеличить бюджет только одним способом -- ехал в РОНО и выбивал себе все эти ставки. Сейчас финансирование другое, поэтому проходят сокращения, в ряде случаев оправданные.
-- В теме семейного обучения до сих пор не решено, как и когда дети должны сдавать эти аттестационные работы. Эта тема решается, сейчас разрабатывается положение.
-- Проблема с детьми-аутистами самая сложная. Наша психологическая наука юридически просто не замечала таких детей -- до самого последнего времени. У нас 8 категорий детей, а эта будет девятая. Только в этом году начали готовить стандарт по работе с ними. Это самая дорогая работа, потому что учитель должен вести практически индивидуальные занятия, и при это обладать стрессоустойчивостью, так как детям надо по много сот раз объяснять одно и то же. Но работа ведется.
Как-то так.