София Кронштадтская

Apr 14, 2012 01:31

Оригинал взят у otets_gennadiy в София Кронштадтская


Два дня назад впервые увидел внутри восстановленный Морской собор в Кронштадте.
В этот день храм осматривала высокая комиссия перед приездом патриарха и освящением, которое планируется совершить 19 апреля. Храм посетила большая группа людей во главе с А.Д.Бегловым. От церкви присутствовали епископ Амвросий Гатчинский, игумен Мстислав, прот.Святослав Мельник, представители протокола патриарха. Я был также приглашен, так как после освящения предполагается посещение Патриархом Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского.
Хочу поделиться впечатлениями от увиденного. Первое и главное впечатление - такого храма ты никогда и нигде не видел, то есть, такого храма в России больше нет.
Огромное пространство храма поражает красотой, изяществом и роскошью. Храм весь украшен и расписан. В нем применены все мыслимые техники изобразительного искусства: роспись, мозаика, витражи, резьба по камню, литье, позолота, облицовка натуральным и искусственным камнем.
Все это производит как-то фееричекое впечатление, кажется, почти не реальным. Этот храм в целом являет образ царства Божия на земле. В этом храме, построенном по образу и подобию Софийского собора в Константинополе, невольно вспоминаешь слова наших древних предков, посетивших этот собор по заданию князя Владимира и после службы в нем сказавших: «Мы не знаем, где мы были на небе или на земле». Современного человека труднее удивить, чем наших предков, но тем не менее в этом храме переживаешь близкое чувство.

Кто-то из батюшек, подняв голову вверх, сказал: «Храм Христа Спасителя меркнет». Кто-то добавил: «Теперь у нас в России есть два храма». Таким прекрасным этот храм не видели даже до революции - ведь он не было весь расписан, и мы стали одними из первых, кто увидел эту красоту. Все восстановлено огромным трудом. Только на росписях здесь одновременно трудились от 150 до 400 живописцев под руководством художника Никиты Нужного. В соборе сохранились частично изначальные росписи - в алтаре, алтарной апсиде, в первом ярусе храма, на боковых галереях и балконах. В общей сложности старых росписей где-то четверть от всей площади. Но в целом роспись храма до революции была не окончена. И современные мастера стали соавторами старых, закончив их труд. Многие композиции пришлось составлять заново. Особенно много было поисков и вариантов при росписи купола. Окончательный вариант образа Вседержителя избрал и утвердил сам Патриарх.
На двух самых больших плоскостях северной и южной стены ниже купола размещены две апокалиптические композиции с семью светильниками из Откровения Иоанна Богослова, на которых изображено второе пришествие Господа. Среди этой царственной красоты невольно вспоминаешь и о конце света, о временности и преходящести всего земного.
Все убранство собора пронизано морской символикой. На полу выложены мозаики крабов, морских звезд, дельфинов и морских коньков. Ты, как будто Садко, попадаешь в сказочное морское царство. Специально отлитые подсвечники напоминают корабельные снасти. Даже семисвечник в алтаре сделан в виде корабля.
По периметру нижнего яруса по всему храму восстановлены мемориальные доски с именами морских офицеров и моряков, погибших в морских сражениях на водах за всю историю Российского военного флота. Этих черных досок установлено около 200. По ним можно изучить всю историю нашего флота. Трогательно читать эти неизвестные, но необыкновенно дорогие имена. Это самые большие поминальные записки, поданные за упокой русских героев. Здесь слова «вечная память» приобретают свой изначальный церковный смысл как молитвенная память о павших.
В силу этого в храме невозможно развесить множество икон. Всего в храме, кроме иконостаса, две больших иконы: Николая Чудотворца и Державной Богоматери. Остальные будут небольшие на аналоях.
Храм трехпрестольный: главный - св.Николая Чудотворца как покровителя плавающих, левый придел - свв.апп.Петра и Павла - покровителей основателя Флота императора Петра, а правый будет посвящен св.Иоанну Кронштадтскому. Он станет первым престолом, освященном в честь кронштадтского пастыря в Кронштадте. До сих пор такого не было.
Сейчас идут работы в крипте - подвальном помещении, где устраивается трапезная с храмом прп.Иоанна Рыльского и покои патриарха. Все посетители спускались туда. Там сейчас трудятся более сотни художников. Работа идет полными темпами так, что ее не остановили даже ради высокой комиссии. Здесь я встретился с Никитой Нужным, с которым познакомился прошлым летом.

То, что происходит сейчас в крипте, надо видеть. Множество людей с кистями в руках: кто стоит, кто сидит, кто в полулежачем положении. И все одновременно пишут. Такого слаженного творческого муравейника мне не приходилось видеть. Чтобы можно было находится под необходимым углом к росписям, сооружены особые лежаки, которые я вначале принял за места для отдыха. У всех в руках особые приспособления для опоры руки, которая от напряжения быстро затекает. Оказалось, что они называются «подручник» и «штапик». Росписи уже в последней стадии работы. Остались последние мазки. Расписывают немецкими красками «кейм».
В центре будущего храма сейчас огромный мольберт: на столах и на полу огромное количество банок с красками, которые подбирает художник, оказавшийся моим тезкой - Геннадием. Он рассказал, что костяк этой бригады расписывал перед этим Преображенский собор в Дивеево. Я спросил, можно ли мне оставить свой след в искусстве? Мне позволили сделать несколько штрихов в потолочном орнаменте. Признаюсь, что меня на это вдохновил пример Святейшего Патриарха Кирилла, который в прошлый раз в куполе также сделал несколько мазков кистью. А Никита Нужный пообещал передать в Музей св.Иоанна Кронштадтского какие-нибудь эскизы росписей собора. Очевидно сегодня, что это уже история!
Мы пробыли в соборе почти три часа. Но казалось, что прошло каких-то десять минут. Думаю, что об этом соборе будет написано и сказано еще очень много слов. Но лучше один раз увидеть в реале, чем сто раз услышать в виртуале.



























радость, православие, Россия, храм, красота

Previous post Next post
Up