Прочитала этот роман Леонида Юзефовича. Главный герой, капитан Солодовников, в ссылке в Забайкалье в 30-х вспоминает свою службу в Монголии 20 лет назад. Как пишет Юрий Сапрыкин: «Как получается, что люди, разделившись по случайному признаку, начинают уничтожать друг друга? Почему этот разрушительный паттерн бесконечно повторяется в истории? Декорации, причины, обстоятельства места и времени меняются, но механика войны, ее глубинная суть неизменны. В «Зимней дороге» (2015) сходятся отряды красных и белых, и невозможный холод Крайнего Севера, где происходят сражения, стирает все классовые и идейные различия - остается схватка как таковая. В романе «Филэллин» (2020) на помощь греческим повстанцам в начале XIX века едут добровольцы со всей Европы, их непостижимо манит Акрополь - вечный город на холме, символ и колыбель всей европейской культуры, - но и здесь при столкновении с реальностью смысл и цель происходящего размываются; единственной истиной оказывается сама война. У похода на окраинную крепость Бар-Хото тоже есть основания и веские причины, но все это сметает степная пыль. Остается война, необъяснимая и неумолимая, и эта война есть тайна: пройдет немного времени, и участники похода останутся с нею один на один не в силах понять, что это было и зачем«. От похода на Бар-Хото, как и предвидел Солодовников в самом начале, никому не стало лучше: крепость обезлюдела, рудники заброшены, «был цветущий край, а сейчас - ничего и никого».
Как не было реального капитана Солодовникова, так нет и крепости Бар-Хото, но у нее есть прототип - удерживаемый маньчжуро-китайскими войсками бастион Кобдо, осажденный монголами в 1912 году. То, что теперь называют антиколониальной оптикой, герой повести хорошо описывает единственным абзацем: «Они сообщили мне, что 28 июня в Сараево сербский студент Гаврила Принцип застрелил австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда с супругой. Их очень беспокоила эта новость, я же отнесся к ней с полнейшим равнодушием - в то время и в тех местах она представляла для меня не больший интерес, чем если бы я узнал, что на оборотной стороне луны член венерианского тайного общества убил наследника марсианского престола».
В романе есть еще 2 важных героя: монгол Дамдин, потомок именитого рода, учившийся в Париже и вернувшийся в Ургу (современный Улан-Батор) убежденным националистом, верящим в будущее возрождение великой Монголии. И Зундуй-гелун, полубезумный прорицатель или шаман. У каждого своя судьба, своя роль и мотивы участия в этом походе.
цитаты: «Вода- священна, Чингисхан в «Ясе» под страхом смерти запретил монголам мыться и стирать одежду, чтобы её не осквернять. За семь столетий этот закон утратил былую незыблемость, но охотников до купания и постирушек всё равно было немного«.
»Я не нашел в ней (Монголии) того, что искал, не написал роман, не стал буддистом; зато, в отличие от Петербурга, где близость верховной власти искажает пропорции вещей, где призраки выдают себя за мужчин и еще чаще - за женщин, где книги сочатся туманом и на звон золота покупают запах пищи, где нет правды, а есть только целесообразность, - здесь, на этой скудной земле, я жил среди живых, видел все цвета мира, ходил рядом со смертью, любил и был счастлив».
«- Китайцы могут подделать всё что угодно, - говорил Дамдин. - Я видел сработанные ими ходики, которые не ходят, и кофемолку, которая не мелет. Они думают, что, если точно скопировать внешность какой-нибудь вещи и долго делать вид, будто пользуешься ею как настоящей, она заработает на скопившейся в ней энергии веры в ее подлинность. Есть очень характерная китайская притча о шляпе... <...> - Один человек, звенел его фальцет, ехал по дороге, ветром с него сорвало шляпу и забросило в колючий кустарник. Найти ее он не сумел и поехал дальше без шляпы. А через неделю, ночью, когда там проходил другой человек, опять подул ветер, и застрявшая в кустарнике шляпа зашевелилась как что-то живое. В темноте он не рассмотрел, что это, испугался, побежал в соседнюю деревню и рассказал, что в придорожных кустах поселился ужасный демон. Люди поверили ему и с тех пор стали обходить это место стороной. Прошло время, и как-то раз там проходил путник из другой деревни, не знавший о демоне. Шляпа выскочила из кустов и загрызла его насмерть».
«..на кончике его пера возник целый мир, в котором человек может жить, быть счастлив и даже находить себе примеры для подражания. Не в этом ли состоит цель каждого пишущего?»