Посмотрела несколько фильмов в последнее время.
«Приговоренный бежал или дух веет, где хочет» (1956) Un condamné à mort s'est échappé ou Le vent souffle où il veut) Брессона (для Киноклуба). Брессон - это классик французского кино, приверженец минимализма и сдержанности в киноискусстве. Фильм основан на мемуарах Андре Девиньи, который во время Второй мировой войны был узником тюрьмы Монлюк. И он намеренно содержит немало будто бы документальных кадров о подготовке побега из нацистской тюрьмы в Лионе: узник тщательно затачивает черенок от ложки, царапает дверь, чтобы вытащить планки из рамки; рвет на узкие ленты свои вещи из посылки, сплетая из них веревки. Но главное не это сосредоточенное взаимодействие с подручными предметами. Главное - это контакт с другими заключенными, христианская взаимопомощь, нередко с риском для жизни. «Человеку всегда можно помочь»,- утверждает главный герой, и каждый раз доказывает это собственным примером. Вторая половина названия этого фильма - неполная цитата из Евангелия от Иоанна, открыто цитируемая в картине - намек на синергию, соучастие Бога и человека в его спасении. «Делай, что должен, спасайся, не слагай оружия», - будто говорит нам своим фильмом Брессон. - «А небо поможет тебе».
«Я знаю, что ты знаешь, что я знаю« (1982 Io so che tu sai che io so) с прекрасными, пусть и постаревшими, Моникой Витти и Альбертом Сорди (у Сорди почему-то все время красные глаза((.
Сорди играет банковского служащего, живущего как положено - дочка, жена, любовница, рыбалка и его величество Телевизор! Он не замечает, что происходит в жизни его близких, ведь по телеку столько интересных передач и столько важных матчей. Как тут уследишь за всем. И совершенно случайно ему выпадает шанс понаблюдать за тем, как на самом деле живут, страдают члены его семьи. И этот случай коренным образом меняет всю его жизнь.
Неожиданно понравился новый »Я создан для тебя« (2021 Ich bin dein Mensch). Тема не новая, мы это видели уже не раз, неплохо было реализовано в шведском сериале »Настоящие люди« и в »Черном зеркале« тоже. Но здесь, в этом немецком фильме попытались поразмышлять: что будет, когда человек сможет создавать себе партнера по своим желаниям и потребностям? Скорее всего, в таком случае люди вообще перестанут жениться/выходить замуж за живых людей. Роботы во всем будут превосходить, обычному человеку невозможно будет с ними соревноваться.
40-летняя Альма, не особо удачливая в любви, участвует в необычном эксперименте. Для нее создали идеального мужчину - с глянцевой внешностью и именем мальчика, в которого она была в детстве влюблена. Сначала робот постоянно лажает и произносит абсолютно дурацкие комплименты, в стиле »в твоих глазах можно утонуть«. Но постепенно он учится и становится все лучше и тоньше. Он все удачнее осуществляет свою главную цель, ради которой он и создан - делать Альму счастливой.
Хорошо показана вся гамма чувств, которую переживает Альма. Сначала ей неловко и противно, она отправляет робота прочь и думает, что эксперимент не удался. Но постепенно она погружается в этот розовый сон и даже влюбляется в этого голубоглазого красавчика по имени Том. И именно это заставляет её отправить его в далекое пешее путешествие (буквально!) обратно на ту фабрику, которая его породила. Потому что, как она пишет в своем отрицательном отзыве на этот эксперимент, »нельзя превращать человечество в кучку эмоциональных иждивенцев«. Хотя сама она вполне себе не прочь превратиться в такого иждивенца, который потребляет всю любовь и приятие, изливаемое роботом. Неудивительно - натура человеческая настолько противоречива. Как написано в журнале »Искусство кино«: »Зачитываемое вслух письмо Альмы резко контрастирует с ее действиями, но человеческая душа - потемки, разложить ее на алгоритмы вряд ли удастся. Именно поэтому, даже несмотря на обреченность, человек будет вновь и вновь возвращаться к тому, что его убивает. Ведь жизнь без другого - это уже жизнь без другого.«
Отдельное спасибо создателям фильма за шумерскую клинопись, которой занимается Альма))) Часть съемок фильма проходила в реальном, непривычно опустевшем без туристов Пергамском музее, Галерее Джеймса Симона и престижном Йенском университете имени Фридриха Шиллера.
»Светлый путь» (Fang xiang zhi lu 2006) - или по-другому «Дорога» (2006). Это китайский фильм в лучших советских традициях. Такое ощущение, что фильм снят в СССР где-то примерно в 70-е годы. Рассказывает о жизни простой и очень улыбчивой, просто светящейся радостью девушки - как хорошо ей подходит имя Весна! Она рада всем - и пассажирам автобуса, в котором работает билетершей, и соседям, и пожилому водителю, его она называет Ударник - ведь он настоящий ударник труда, его руку пожал сам Мао! Председатель оказал честь товарищу Сталь (хотя в нашем переводе они его называют Старина, мне так казалось). И теперь товарищ Старина водит автобус в горные районы по маршруту «Светлый путь».
Эта лента не о том, как огромная страна перемалывала своих жителей. Вернее, не это здесь главное. Скорее, она о самых простых людях, обычно остающихся за пределами внимания писателей и кинематографистов. О том, как они сохраняют чувство собственного достоинства, веру в любовь, милосердие, доверие к другим людям. Несмотря ни на что, ни на какие тяжелейшие обстоятельства.