Где-то в конце мая 1265 года появился на свет автор "Божественной комедии".
О Данте Алигьери известно до обидного мало. Практически все, что мы представляем о нем, является легендами. Пожалуй, единственное, что не вызывает сомнений - написание им стихотворной трилогии "La Vita Nuova", "Convivio" и "Divina Commedia".
Настоящее имя поэта - Дуранте дельи Алигьери. Наверняка известно, что родился он во Флоренции. Считается также, что Алигьери происходил из знатного римского рода, который участвовал в основании Флоренции - тогда Флоренция догнала по населению и могуществу Венецию и Геную. Венецию, сделавшую такие деньги на крестовых походах! Геную, торгующую всем на свете, включая рабов! В Париже - примерно столько же жителей. Лондон в то время и вовсе мал, тысяч сорок, что ли. Флоренция - один из влиятельнейших городов мира, и находится лишь в начале своего пути.
Данте родился во Флоренции в небогатой, но весьма почтенной семье. Никуда из любимого города не уезжал. Нет, один раз - в Болонью, хотя почти на год.
во Флоренции он вступил в цех врачей и аптекарей, так что в доме-музее Данте во Флоренции целый этаж посвящен этому цеху. Сам по себе «дом-музей» не его дом. Тот, что ему принадлежал, сожгли, а перед этим - разграбили, когда он еще и уехать толком не успел. Музей - скорее коллекция предметов, «имеющих отношение».
По сохранившимся сведениям предки поэта были аристократического происхождения. Один из прадедов Данте, участвовавший в крестовых походах, был посвящен в рыцари. Старинные документы показывают, что фамилия Алигьери сформировалась из имени прабабки поэта Альдигьери да Фонтана.
Наставником юного Данте в учебе стал Брунетто Латини, который был одним из образованнейших и известных людей того времени. В своих воспоминаниях поэт с большим пиететом вспоминает о своем первом учителе. Некоторые исследователи считают, что Алигьери обучался в Болонском университете, а это было самое престижное учебное заведение в Европе в те времена.
Алигьери был человеком очень начитанным и образованным для своего времени.
Самое, пожалуй, известное о судьбе Данте - его любовь к Беатриче.
По официальной версии, в 1274 году девятилетний мальчик Дуранте встретил на майском празднике красивую девочку восьми лет, дочь соседа, Беатриче Портинари. Об этом писал он сам. Девять лет спустя Данте увидел детскую любовь уже замужней женщиной - и полюбил ее на всю оставшуюся жизнь. Беатриче стала "владычицей его помыслов", вдохновительницей его творчества, "бесплотным" символом возвышенной любви. Чувство к Беатриче Данте продолжал лелеять и посвящать ей стихи, даже когда та сравнительно молодой женщиной покинула этот мир. Что не помешало Алигьери вступить в "деловой" брак с Джеммой Донати, представительницей влиятельного флорентийского рода, враждовавшего с партией Данте. Может быть, таким шагом партии намерены были скрепить союз. Но ничего из этого не получилось: Данте выставили из родного города по политическим мотивам, а жена его, точнее, соломенная вдова, осталась во Флоренции. В зрелом возрасте дети Данте собрались вокруг него, а Джемма не приехала к своему семейству.
Он женат, у него два сына и дочь - Пьетро, Якопо и Антония. Очень недолго прожил сын его Джованни, лишь единожды о нем упоминается в документах того времени. Супруга его Джемма, урожденная Донати, навсегда останется в тени Беатриче. После смерти отца он старший в роду, глава семьи. Родне нужны деньги… Данте - аристократ, его прапрадед - герой крестовых походов. Пусть род и беден - но горд.
Именно от цеха врачей и аптекарей был Данте избран одним из шести приоров Синьории 15 июня 1300 года, кем и прослужил всего-то два месяца - по 15 августа. Это избрание он назовет «началом и причиной всех несчастий».
В политике Данте может быть только сторонником гвельфов, причем белых гвельфов.
Но сперва Данте пришлось голосовать за изгнание из Флоренции брата своей жены, Корсо, устроившего в городе несколько кровавых стычек.
А вскоре он сам отправился в Рим с дипломатическим поручением. Быть послом в те годы - дело опасное. Посол в Средние века - он же и заложник. Наконец уехав из Рима, точнее - из очень тесных дипломатических объятий Папы, он спешит во Флоренцию - и узнает, что изгнан. К счастью, имущество родственники сберегли для жены, чье положение хуже, чем у вдовы.
Во Флоренцию он не вернется никогда. Шурин - Корсо Донати - грабит его дом, сочиняет клеветническое дело о присвоении городских средств, ему присуждают штраф в пять тысяч флоринов и два года изгнания, но требуют явиться на суд. Данте благоразумно не поехал, и тогда не заставил себя ждать новый приговор - сожжение на костре.
Пройдет тринадцать лет, и новая городская власть объявит амнистию, вот только нужно будет надеть на себя мешок и босиком пройти по улицам города в бумажном колпаке с надписью «казнокрад». На такое унижение Данте пойти не может.
6 ноября 1315 г. Флоренция подтверждает приговор в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь в случае, если они приедут в город.
Данте не вернется во Флоренцию никогда.
И никогда не простит ее.
Почти всю оставшуюся жизнь Данте проведет в пути, в пути и умрет.
Данте не мог простить своих сограждан-флорентийцев за то, что, по его мнению, они не дорожили своей независимостью и свободой. Он точно определил причину их будущих успехов - и будущих страданий.
* Твоя отчизна, стебель окаянный
* Того, кто первым Богом пренебрег
* И завистью наполнил мир пространный,
* Растит и множит проклятый цветок,
* Чьей прелестью с дороги овцы сбиты,
* А пастырь волком стал в короткий срок.
* (Рай, IX, 127-132)
Они с этим проклятым цветком почти ровесники. Этот цветок - золотой флорин, который старше поэта всего на двенадцать лет, его начали чеканить в 1252 году. В нем и сила любимого города - и слабость его, и гордость - и низость, и в конце концов - падение и утрата былого величия. И коварство Медичи, и кровожадность Пацци - но это уже потом. Данте уже не будет на свете.
Ему позволит приехать и поселиться в Вероне видный деятель гибеллинов - Кан Гранде делла Скала. У этого человека были и храбрость, и талант, и ум, и вкус - сочетание, редкое где угодно и когда угодно. В комплекте к этим качествам нередко достается и самомнение. Увы - у Кан Гранде делла Скала его было в избытке. Относясь с интересом и даже с уважением к поэтическому труду Данте, он в то же время мог попросить его почитать - за ужином, для гостей. Однажды придворный шут начал хвастаться перед Данте подаренным нарядом: «А ты со всей твоей премудростью никогда не получал такого подарка». Данте ответил: «Так ведь ты здесь среди себе подобных. Но не я».
В 1316 году Дуранте дельи Алигьери получает приглашение от подесты Равенны Гвидо де ла Поленты поселиться в его городке. Поэт согласился. Тон письма был дружеским, автор ценил его дар и образованность, проявил уважение. Но главное - это был племянник Франчески да Римини… «Паоло и Франческа» - ничего не напоминает?
Я рассердился больше всего не на то,
* «Что целовались не мы, а голуби,
* И что прошли времена Паоло и Франчески»,
Итак, Гвидо Новелло да Полента пригласил Данте, создал условия для работы, подарил ему небольшой дом, снабдил деньгами. Но главное - наконец-то Данте смог регулярно видеться со своими детьми, Якопо жил с ним в доме, Пьетро часто приезжал из Вероны. Дочь Антония постриглась здесь в монастырь под именем… Беатриче.
Сюда Данте пригласил давнего друга - художника Джотто.
Здесь у поэта появились ученики - Дино Перини, Фидуччо де Милотти, Менгино Медзани, Пьетро Джардино. В разговорах о поэзии нередко принимал участие и сам подеста Равенны.
Отсюда приглашали его в Болонью, где обещали увенчать его лавром, как лучшего поэта своего времени. Но Данте предпочел лавровому венку доброту и уважение правителя, дружбу учеников и любовь детей.
Жаль только, что счастье длилось всего три года.
Через семь лет после смерти Данте Бернардо Поджетто, кардинал-легат папы Иоанна XXII, потребовал сжечь прах поэта. Равенна не позволила. Кардиналу пришлось сжечь только переписанные стихи, какие нашел. Нашел - немного. Жители маленькой, но очень старинной Равенны сумели оценить Данте по достоинству, и не забыли, что он умер, добиваясь для них мира. Если гордость и деловитость - несомненные черты флорентийцев, то не менее очевидная черта жителей Равенны - благодарность.
Вскоре до земляков Данте наконец дошло, что приговор и изгнание величайшего поэта - позор их города, а то, что он похоронен на чужбине - тем более. Начались сначала переговорные игры, затем откровенное принуждение. В 1519 году папа Лев Х (родом Медичи) послал своих людей, они приехали и забрали саркофаг с останками Данте. Вот только когда его доставили во Флоренцию, оказался гроб… пустым.
Разумеется, это монахи-францисканцы переместили прах поэта, как потом выяснилось, они погребли его в монастыре, прокопав тоннель под стеной. Но думаю, впечатление у открывших гроб было сильным.
Тосканцам пришлось довольствоваться тем, что прах поэта остался в Равенне, хотя теперь внутри гробницы Данте постоянно горит лампадка с маслом из Флоренции. Его завозят раз в год, в сентябре, когда начинается «Дантов месяц», приуроченный ко дню его кончины. На новый саркофаг нанесена эпитафия, написанная в 1327 году Бернардо Каначчо:
* Государевы права, небеса, воды Флегетонта, я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери.
Десяток разбойников из Равенны на мелком суденышке ограбили богатый купеческий корабль и убили нескольких венецианцев. Теперь городу угрожала война с государством, несравнимо с ним величайшим по мощи и силе. Сиюминутная пожива грабителей и убийц могла обернуться для их земляков катастрофой.
Гвидо направил в Венецию лучшего мастера переговоров, какого он знал и которого, по счастью, мог попросить о таком труднейшем деле. Это было тем более непросто, потому что этот человек не мог ему отказать. Неудача могла кончиться для посла смертью, а «Мост вздохов» в Венеции построят только через четыреста лет - и если что, не дали бы даже вздохнуть. Венецианское дипломатическое искусство стояло чрезвычайно высоко, убедить венецианцев отменить принятое решение или отказаться от применения силы было почти неразрешимой задачей. Равенна - маленький город. Ее не защитят золотыми монетами могущественные банки, солдат совсем немного, ее еще не поглотили только потому, что делать это в общем и незачем. Да, в Равенне есть великолепные образцы раннехристианского искусства, ее история богата событиями, здесь великие люди принимали великие решения - так, Юлий Цезарь здесь принял решение начать гражданскую войну с Помпеем Великим… Но золота, оружия, кораблей или шерсти здесь нет. Порт - ну да. Но ведь у той же Венеции имеется свой. Равенну можно было прихватить разве что между делом, вот только дай она повод. И вот - его дали…
Однако посол Равенны справился с задачей блистательно. Венеция проглотит Равенну только в середине пятнадцатого века. Союз Венеции и Форли заключен не был, а дож и члены сената отложили начало войны - а потом как-то о ней позабыли. О большем не стоило и мечтать! Вот только посол не смог доложить синьору о достигнутых успехах.
Мы не знаем, возвращался ли он в Равенну морем или сушей. Возможно, лихорадкой посол заразился прямо в Венеции, и потом его продуло морским ветром. А может быть, может быть, ехал сушей - и заболел в болотистой местности около реки По. Известно только, что посол Равенны после тяжелейшей дипломатической победы умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года в пути.
Синьор Гвидо Новелло да Полента был не просто опечален этим известием. Дипломат не был уроженцем Равенны. Пятью годами ранее Гвидо дал ему убежище в своем городе, зная, что это сделает Равенне честь, а ему создаст репутацию. А вскоре просто привязался к изгнаннику по-человечески. И теперь нужно было думать о достойных похоронах.
В Равенне сохранился саркофаг времен античного Рима. Саркофаг поставили у стены Францисканского монастыря и поместили туда тело. Перед тем, как каменный гроб накрыли крышкой, чело покойного Гвидо сам украсил лавровым венком, воздав ему почести не только как другу и дипломату - но и как величайшему поэту.
В тридцатилетнем возрасте, около 1295 года, Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало ему дорогу в политику. Неравнодушный к судьбе родного края, Данте часто выдвигался на почётные должности, участвовал в законотворчестве и выполнял непростые дипломатические миссии. Как раз в это время обострилась борьба между императором и Папой, так что политическая Флоренция была разделена на две противоборствующие группы - «черные гвельфы» (Связанные с папством. К «чёрным гвельфам» примкнул «тощий народ», враждебный торгово-ремесленной элите республики.) и «белые гвельфы» («Черчи» - умеренные; представлявшие интересы «жирного народа» - верхушки торгово-ремесленных слоёв), к стану которых принадлежал сам Данте и его друг Гвидо.
Борьба между «белыми» и «чёрными» продолжалась с переменным успехом до конца XIII века. Первую победу одержали «белые» и изгнали противников из города. В 1300 или 1301 году Данте был избран приором (некий аналог современного депутата, только не от района, а от профессиональной группы) - именно тут полностью проявились блестящие ораторские способности поэта.
Будучи приором, Данте приходилось принимать не мало непростых решений. Так, после неудачного покушения на кардинала Акваспрата, присланного папой в Тоскану для примирения враждующих приоры отправили некоторых слишком буйных приверженцев обеих партий в изгнание. В том числе был и - поэт Гвидо Кавальканти из фракции «белых» которого Данте называл «своим первым другом». Он был выслан в Сарцану, нездоровую болотистую местность на краю Тосканской области, без права выезда.
Через несколько месяцев изгнанников вернули, но Гвидо Кавальканти был безнадежно болен, по-видимому малярией, которую в те времена лечить не умели, и вскоре умер.
Данте все больше и больше начал противопоставлять себя Папе, участвуя в разнообразных антиклерикальных коалициях. К тому времени «черные» активировали свою деятельность, и в 1302 году, Франко-папская армия, поддерживающая «черных» ворвались в город и расправились со своими политическими противниками установив режим террора против «белых»: более 600 жителей Флоренции были приговорены к смерти.
К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть.
27 января 1302 года Данте вместе с другими Белыми был обвинен в присвоении государственных денег, вымогательстве и употреблении полученных средств против интересов города.
Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, поэтому 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город.
Все биографы Данте сходятся во мнении, что именно изгнание сделало его по-настоящему большим политиком и поэтом. Эти события заставили его стать более серьёзным и строгим. Он начинает писать свой тракт «Пир» посвященный итальянскому языку.
Писатель ухватился за надежду вернуться в родные места, когда Генрих VII - король Германии отправился походом на Италию. Германский король хотел установить там единую императорскую власть. Генрих VII амнистировал всех опальных флорентинцев, в числе которых был Данте. Он также хотел примирить все противоборствующие стороны в политической борьбе. К сожалению, мечты Алигьери вернуться во Флоренцию потерпели крах, когда король Генрих умер.
Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, так и не был воздвигнут.
По свидетельству Бокаччо, после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен «Божественной комедии», пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат.
Тогда его семья сильно горевала, ведь их кормилец скончался внезапно, не успев отослать издателю окончание «Божественной комедии» - 35 песен из «Рая», за которые издатель пообещал выплатить семье гонорар. Сыновья рьяно искали рукопись, ведь они знали, что отец закончил ее. Но он жил в изгнании и в вечном страхе ареста. Поэтому неудивительно, что он спрятал рукопись в надежный тайник.
То, что случилось дальше, - одна из самых таинственных историй в мире искусств. Вот что написал старший сын Данте - Якопо Алигьери:
«Ровно через восемь месяцев после смерти отца, на исходе ночи он сам явился ко мне в белоснежных одеждах… Тогда я спросил… где спрятаны песни, которые мы тщетно ищем уже столько времени? И он… взял меня за руку, провел в горницу и указал на стену: «Здесь вы найдете то, что ищете!»
Очнувшись, Якопо кинулся к стене, откинул циновку и обнаружил тайную нишу, где и лежала рукопись.
Особую роль сыграла литературная школа «Дольче стиль нуово» (Dolce stil nuovo), характерной особенностью которой было воспевание неземной любви к женщине и философское видение в величавом образе возлюбленной высшей божественной сущности. Недаром в переводе с итальянского название этого направления поэзии звучит как «сладостный новый стиль». Ярких представителей необычных для того времени стихотворных форм - Гвидо Кавальканти (Guido Cavalcanti) и Гвидо Гвиницелли (Guido Guinizelli), Алигьери считал не только друзьями, но и главными учителями в лирике.
. Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами. В 1292 году им была написана повесть об обновившей его любви «Новая жизнь» («La Vita Nuova»), составленная из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче. «Новая жизнь» считается первой в истории мировой литературы автобиографией. Уже в изгнании Данте пишет трактат «Пир» (Il convivio, 1304-1307).
Создавал Алигьери и политические трактаты. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат «О монархии» («De Monarchia»). Данное произведение - своеобразный апофеоз императора-гуманиста, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство. В трактате «О монархии» сказался Данте-политик.
Над главным трудом своей жизни он работал 14 лет, поставив точку лишь за месяц до смерти. Но законченные отрывки из его поэмы тут же становились известными. Их распевала вся Италия. Торговки, завидев идущего поэта, шептались, какой он чёрный. Видимо, в аду обгорел. Это было поистине всенародное признание.
Ходило множество историй про то, как Данте негодовал, когда при нем кто-нибудь позволял себе коверкать строчки из его «Комедии». Однажды он набросился за это на кузнеца и выбросил из мастерской все его инструменты, возмущённо объяснив, что если тот не хочет, чтобы поэт портил его вещи, пусть не портит его труд.
что больше всего поразило из заседания - что Данте реально создал итальянский язык! Это наверное практически единственный случай с истории. Когда человек взял высокий язык - латынь, смешал с итальянскими диалектами и создал новый язык, на котором потом стали говорить, писать, думать его соотечественники.
Надо еще Седакову послушать- интересно