13 загадок Михаила Булгакова

Feb 05, 2024 20:31


Дочитала эту книгу Леонида Паршина (не поняла только, почему 13). Прежде всего, удивило меня то, что она была издана в 1991 году. А покупала я ее новую, в полиэтиленовой упаковке - то есть ждала она меня более 30 лет в музее Булгакова.. И действительно в 1986 году архивные материалы изъяли органы КГБ как порнографические (так записано в протоколе !!) и уничтожили. И саму рукопись автор спасал в каких-то удивительных местах (но я забыла, в каких, чуть ли не на кладбище!) Итак открываем книгу.

1\2 книги занимает интервью с первой женой Булгакова - Татьяной Лаппа, Паршин ездил к ней в Туапсе и записывал на магнитофон ее воспоминания. Рассказывала, как они кокаин пробовали нюхать в Киеве, как он ей морфий впрыскивали -все это плохо на нее действовало, отвратительно чувствовала себя после этого. Детей не хотела иметь от него - какие бы дети были от морфиниста?



Как они много переезжали. Из Ростова во Владикавказ, потом в Грозный, потом в Беслан, и опять во Владикавказ, где начал работать в госпитале. Там он заболел сыпным тифом, когда белые бежали, он лежал в бреду и чуть не умер. Потом он предъявлял претензии жене, что она его не увезла с белыми. И именно в этот момент произошел душевный перелом, когда Булгаков решил бросить медицину и отдаться литературе (февраль 1920 г). В это сумасшедшее, нищее, ужасное время. Голодное и мучительное, когда они проедали толстую золотую цепочку Таси, отрубит она кусок и везет на базар, купит арбу дров и печенку, сделает паштет.. Иначе бы не прожили. Тася работала сначала в уголовном розыске, но когда все перепутала, ей предложили работать в театре статисткой. А Булгаков представился Слезкину как профессиональный литератор и был зачислен кна должность заведующего литературной секцией. Понятно, что начал писать он раньше, но осознал потребность литературного творчества именно в 1920.  «Писателем человек обычно делается раньше того времени, когда начинает исписывать листы бумаги. Человек рождается писателем одновременно с чувством необычайности и своеобразия жизни. Когда такое чувство овладевает вами и когда вы с полной ясностью видите во всем окружающем его сущность и своеобразие, то это первый толчок для того, чтобы быть писателем, и первоисточник писательской работы»,- говорил Паустовский.

Но это продлилось недолго: подотдел разогнали, Слезкина выгнали.  Уехали в Тифлис, Булгаков собирался эмигрировать - бывшему белогвардейцу было опасно оставаться в стране, арест был неминуем. Но почему-то не уехал. Паршин считает, что он и не собирался - хотя постоянно пишет и говорит об этом. И когда Тася уехала в Москву, она думала, что больше мужа не увидит. НО он приехал - Тася очень этому удивилась. Михаил стал работать в Рабочей газете, где заведовала Крупская, и она дала Михаилу бумажку, чтобы его прописали. А продавать было больше нечего. Сьели все цепочки и кольца. Тася хотела устроиться подавальщицей, но без профсоюзного билета никуда не брали. А восстанавливать билет в театральный профсоюз ей было стыдно - она была буквально оборванная вся. КАк писал Булгаков: «Мечтаю добыть Татьяне теплую обувь. У нее ни черта нет, кроме туфель».



Татьяна Александровна: «У него вообще баб было до черта». И «Вообще Булгакова многие не любили». Ну неудивительно: она рассказывает про одного знакомого, другого, и мимоходом - за его женой Булгаков тоже ухаживал (( Катаев: «В нем было что-то неуловимо провинциальное. Мы бы, например, не удивились, если бы однажды увидели его в цветном жилете и в ботинках на пуговицах, с прюнелевым верхом. Он любил поучать - в нем было заложено нечто менторское. Создавалось такое впечатление, что лишь одному ему открыты высшие истины не только искусства, но и вообще человеческой жизни. Он принадлежал к тому довольно распространенному типу людей, никогда и ни в чем не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди Ветхого и Нового заветов. Впоследствии оказалось, что все это было лишь защитной маской втайне очень честолюбивого, влюбчивого и легкоранимого художника, в душе которого бушевали незримые страсти. Несмотря на всю свою интеллигентность и громадный талант (На 63-й странице Катаев оценивает Булгакова как общепризнанного гения. - Л.П.), который мы угадывали в нем, он был, как я уже говорил, в чем-то немного провинциален. Может быть, и Чехов, приехавший в Москву из Таганрога, мог показаться провинциалом. Впоследствии, когда синеглазый прославился и на некоторое время разбогател, наши предположения насчет его провинциализма подтвердились: он надел галстук бабочкой, цветной жилет, ботинки на пуговицах, с прюнелевым верхом, и даже, что показалось совершенно невероятным, в один прекрасный день вставил в глаз монокль, развелся со старой женой, изменил круг знакомых и женился на некой Белосельской-Белозерской, прозванной ядовитыми авторами "Двенадцати стульев" "княгиней Белорусско-Балтийской"".

А к славе очень даже он рвался: »Очень рвался, очень рвался. Он все рассчитывал, и со мной из-за этого разошелся. У меня же ничего не было больше. Я была пуста совершенно. А Белозерская приехала из-за границы, хорошо была одета, и вообще у нее что-то было, и знакомства его интересовали, и ее рассказы о Париже... Толстой так похлопывал его по плечу и говорил: "Жен менять надо, батенька. Жен менять надо". Чтобы быть писателем, надо три раза жениться, говорил«.

это я писала про экскурсию в музее Булгакова https://mashutka-alfi.livejournal.com/3024623.html

продолжение по книжке в следующем посте

СССР, МиЖ, мужчины, история, люди, Булгаков, книги

Previous post Next post
Up