Продолжаем марафон просмотра фильмов Клузо.
Вчера посмотрели «Ворон» (Le corbeau 1942), до этого - «Набережная Орфевр» (Quai des Orfèvres 1947) и «Истина» (La vérité 1960) с Брижит Бардо. А еще раньше - Дьяволицы (
https://mashutka-alfi.livejournal.com/3256321.html).
В «Набережной Орфевр» есть и детективная линия, и мелодраматическая, и остросоциальная. «Жена пианиста всеми силами пытается подняться по лестнице жизни, используя для этого свою молодость и красоту. Ее подруга фотографирует обнаженных девиц для богатого старого уродливого извращенца, который может себе позволить эти удовольствия». И вот «Шаг за шагом, уже опытный Мастер рассказывает нам весьма витиеватую историю взаимоотношений двух женщин и мужчины, осложненную весьма странной женской привязанностью, патологической ревностью и регулярными обманами. Думаю, не нужно никаких дополнительных намеков, чтобы понять, что данные темы впоследствии будут более детально раскрыты в 'Дьяволицах' и сценарии фильма 'Ад'. Впрочем, всему свое время».
Еще больше мне понравилась «Истина». Здесь еще ярче высвечивается социальная проблематика. Главная героиня - красивая безалаберная девица, жаждущая красивой жизни и удовольствий, но совершенно не желающая что-либо для этого делать и как-то трудиться. Мы видим ее в судебном зале, слышим вердикты прокурора и судей -они абсолютно справедливы, она действительно привлекательный, но развращенный трутень. И странное дело - мы не можем ей не сочувствовать. Может, потому что молодая и бестолковая, может, очень красивая. А может, потому что в глубине души осталась в ней душевная чистота и стремление к любви и нормальной жизни.
«В свое время американский журнал 'Тайм' опубликовал статью парижского корреспондента Стенли Корнау 'Франция: молодое поколение'. Автор, которого редакция журнала представила как знатока французской действительности, писал: 'Общее чувство, охватившее все слои французской молодежи, - это безразличное отношение к будущему... Именно такое вступление напрашивается мне после просмотра фильма 'Истина'. Главная героиня в исполнении Брижит Бардо совершенно лишена каких то моральных принципов. Она приезжает из провинции в большой город в надежде устроиться, зацепиться и обосноваться в нем. При этом никаких планов, целей, желаний, как это сделать, у нее нет. Она ничем не занята. Целыми днями шатается по городу, знакомится с парнями, не обременяя себя философскими вопросами типа: куда стремиться? И, что надо делать?. Ее не волнует недовольство родной сестры которая пытается морализировать пытаясь наставит ее на путь истинный. Ее не волнует ничего. Кроме любви. Любви к Жильберу. Этот красивый молодой человек появляется в ее прожигающей жизни словно подарок судьбы. Слишком хорош для нее, он тем ни менее пытается принять ее такой, какой она есть. Ленивой, пассивной, безвольной, легкомысленной, распущенной. Но тщетно. Осознав, что эта мучительная любовь несет ему одни лишь страдания, Жильбер разрывает с ней отношения. Это приводит к трагической развязке».
«Ворон» - классический нуар про анонимки и созданную ими атмосферу всеобщей подозрительности и страха. «Французскому городу далеко до славы Содома и Гоморры, но людскими грехами буквально пропитан асфальт. В сущности, ничего запредельного люди не совершают. Кто-то кому-то с кем-то изменяет, кто-то у кого-то что-то крадет - издержки долгого совместного пребывания под не ласковым солнцем. Однако адресату по имени Реми Жермен «везет» больше других - доктору приписывают совершение абортов, что в это время означает тяжкое преступление. Никто никому не верит, все друг друга подозревают, и каждый старается вычислить анонима самостоятельно - в такой обстановке оклеветанный доктор вынужден искать правду. На помощь окружающих рассчитывать не приходится, тем более на сочувствие режиссера приготовившего своему герою россыпь сюрпризов, один неприятнее другого. Когда за окном можно увидеть бодро вышагивающих солдат Вермахта, а родная Франция закована в тиски оккупации, сложно не представить даже родной город более страшным и безрадостным, чем он есть на самом деле«.