Обломов и Обломовщина. Заметки психиатра»

Sep 23, 2023 19:36

Автор статьи «Обломов и Обломовщина. Заметки психиатра» - Николай Евграфович Осипов (12 октября 1877, Москва - 19 февраля 1934, Прага) - российский невролог, психиатр и психотерапевт. Впервые дал точные описания ряда неврозов, в том числе неврастении.
Он был основным популяризатором идей Фрейда в России поддерживал с Фрейдом дружеские отношения, переписывался с ним.
Статьи нет в интернете, что странно,потому что статья хорошая, глубокая. Итак, что говорит нам врач-психиатр? Прежде всего немного теории.
по мнению Фрейда можно различать в человеке две группы исконных влечений:
1. и основная это группа влечений, которые стремятся прямо вперёд ,чтобы достичь цели - смерти - влечение к смерти.
2. это группа тех влечений, которые стремятся назад, чтобы снова проделать путь развития и тем удлинить путь к смерти - это влечение к жизни, сексуальное влечение, либидо.
Фрейд спрашивает, нет ли помимо этих двух групп влечений ещё других, к примеру, влечение к самосовершенствованию? Фрейд считает последнее иллюзией. Под влиянием внешних сил человек не может прямо следовать своим влечениям, например, к половому общению с женщиной в неподходящих для этого условиях. Тогда человек вытесняет свое влечение, но вытеснение не означает уничтожение, влечение сохраняет свою активность. Эта активность, лишенная возможности прямого удовлетворения, находит себе удовлетворение в суррогатах и других сублимациях. На сублимациях вытесненных влечений строится вся наша культура. Однако никакие заместители не способны дать столь полного удовлетворения, как первичное вытесненное влечение. Отсюда постоянное неудовлетворённость, постоянное искание новых путей, развития культуры - что дает иллюзию стремления к самосовершенствованию.
Итак какое основное стремление всех персонажей книги? Характерная черта личности Обломова заключается в преобладании смерти на созиданием. Обломов таил в себе семя смерти, он сам говорит: «жизнь моя началась с погасания. Странно, а это так! С первой минуты, когда я осознал себя, я почувствовал, что я уже гасну». Обломов - мертвец, мертвецы и его окружающие петербуржцы. Мертвец и Штольц - он говорит о том, что труд есть средство, а не цель. Штольц абсолютизирует средство и тем самым лишает жизнь всякого смысла. Роман Гончарова - книга о смерти.
Чем же болеет Обломов по мнению Осипова? Обломов - неврастеник. Основные черты неврастении: Ясное сознание необходимости того или другого действия, доброе намерение начать действовать и постоянное откладывание этого действия, невозможность сосредоточить свое внимание на чем-либо одном, постоянное двоение мыслей, нерешительность, растерянность, усталость. Все эти симптомы сводятся к наличию внутренней борьбы, внутреннего душевного конфликта. Обратим наше внимание на то, что у неврастеников чаще наблюдается бессонница, чем сонливость, чаще торопливость, дёргание, раздражительность, чем медлительность. Можно говорить о двух типах неврастеников: типе беспокойном, раздражительном и типе апатическом, как у Обломова. кроме того, у Обломова мы наблюдаем более, чем простую сонливость, мы видим активное влечение к лежанию, ко сну - отвращение от жизни, боязнь жизни.

Помимо неврастении, Обломов страдает целым рядом симптомов «невроза боязни». Неврастении и невроз боязни выражены у Обломова ярко. В более слабой степени страдал Обломов также ипохондрией, боязнью воображаемых болезней.
В каждом человеке есть черты и того и другого пола, человек бисексуален. Но у одних людей резко выражен один пол, другой находится только в зачатке - люди с сильным напряжением пола. Обломов принадлежал к мужчинам со слабым напряжением пола. В личности Обломова было много женского. Тем не менее Обломов был мужчиной. В мечтах Обломова неизменно занимают видное место дворовые девушки, и отношение к ним Обломова далеко не романтическое. Здесь мы имеем нередко встречающиеся сексуальный конфликт: мужчина нежно, романтически любит женщину своего круга, а чувственно - женщину низшего слоя. Получается своеобразная бигамия.
Осипов, как и многие другие исследователи, сравнивает Обломова с Ильей Муромцем, он говорит о том что к нему приходят посетители, как калики перехожие к Муромцу. Однако никому из посетителей не удается сдвинуть Обломова с места, он так и остался лежать. Илью Муромца подняли калики перехожие. Гости Обломова - калеки в нашем смысле слова - не способны увлечь его, Обломов видит всю пустоту их жизни, не хочет её, не любит её.

За 12 лет жизни в Петербурге Обломов постепенно все больше и больше удалился от окружающей жизни и уходил в себя. Мир сужается в квартиру, квартира в кресло, кресло в постель. Сон повторяет внутриутробное существование: отсутствие внешних впечатлений, темнота, тепло. Куда возможен регресс далее внутриутробного существования? В небытие, смерть.
Осипов интересно противопоставляет обломовщине идеал Обломова, который он называет обломовство. Обломовство, в противоположность Штольцевщине, на самом деле имеет касание к абсолютным ценностям. Идеал Обломова пропитан тишиной, любовью, пусть узкого круга родных и друзей. Обломов все время говорит о достоинстве человека, цельности, показательна задушевность Обломова, его верность и честность в дружбе. Радости семейной жизни, уют, материнство и отцовство , общение с природой, углубление в себя «красноречивое молчание» по выражению Ильи Ильича. Ценность душевного тепла. Почему Илья Ильич не воплотил своего идеала в жизнь? Потому что он не был ему предан всецело, так как страдал различными душевными конфликтами, о которых речь будет ниже. И второе - потому что в нём слишком сильно было семя смерти.
Иногда у Обломова бывали ясные сознательные минуты в жизни, когда он видел все, что с ним происходит, и горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собою.
Детство Обломова было таким, что вся дальнейшая жизнь Ильи Ильича была направлена на то, чтобы по возможности создать себе повторение прежней детской жизни. Илья Ильич желает быть центром и требует особого внимания к себе и выделения себя от всех окружающих. Если бы жизнь Обломова всецело могла быть повторением жизни его родителей, Обломов не испытывал бы никаких страданий, но точного повторения во всех отношениях в жизни никогда не бывает.
Гончаров склонен приписывать все несчастья Обломова окружающей среде, в частности воспитанию. Согласен с ним в этом и Добролюбов. Осипов же говорит что оба фактора - личный и внешний - одинаково необходимы для того, чтобы возникла болезнь. В отношении Обломова эта схема получает такое содержание: 1) причиной душевной болезни Ильи Ильича является семя смерти, то есть преобладание процессов смерти над процессом созидания. Это индивидуальная черта Обломова, не свойственная тому народу, из недр которого он вышел - ни простому народу, ни господам. 2) необходимым поводом для того, чтобы указанная причина могла породить неврозы, была то что Обломов жил в переходное время, предъявившее к нему непосильные, несвойственные его апатичному характеру требования.
3) из вспомогательных условий наиболее важным было нелепое воспитание.
Осипов анализирует отношение Ольги к Обломову и отношение Обломова к Ольге. Отношение Обломова к Ольге очень сложно, оно все пропитано борьбой различных направлений либидо между собою, с одной стороны и борьбой либидо с влечением к смерти с другой стороны .
1. Обломов видит в Ольге женщину, но боится этого чувственного отношения.
2. он видит в Ольге образ матери и любит её нежно. Чувственность и нежность не могут в нём соединиться в одном объекте, как это могло бы и должно было быть.
3. Ольга отчасти совпадает с Обломовским идеалом жены, но с другой стороны Ольга отпугивает Обломова своим штольцовским налётом.
4. Обломов преклонялся перед Ольгой, признавал её ум, но в тоже время первенство жены не входило в его идеал семейной жизни.
5. все отношение Обломова к Ольге отравлялось его невротическими сомнениями.
6. При этом в глубине всех этих переживаний лежало то семя смерти, которое характерно для природы Обломова. сомнения его постоянно возникали, но не развивались, а сравнительно быстро потухали. Даже на сомнения у него не хватало энергии, либидо.
И очень интересно Осипов описывает развитие обсессивного невроза у Обломова. Это дальнейшее развитие патологии - невротических сомнений. Итак схема возникновения обсессивного невроза:
1) Обломову необходимо устроить свои материальные дела. Он знает эту необходимость, но в тоже время знает свою неохоту и неспособность это сделать. На самом деле он, как всякий неврастеник, не может сделать то, на что он способен. Итак, первый момент в развитии обсессии: реальная невозможность сделать то что необходимо. - Реальный конфликт.
2. Обломов вытесняет мысли об этом. Частично ему удается это вытеснение, и он уходит в мир фантастических планов о будущей совместной жизни с Ольгой. Второй момент - вытеснение, жизнь в мире фантазии
3. Вытесненная мысль о необходимости реальных практических мер не уничтожается, но остается в сфере бессознательного, откуда стремится опять проникнуть в сознание. Силы вытесняющие этому сопротивляются, получается борьба вытеснения и вытесненного. - Стремление вытесненного к возврату, борьба
4. Результатом борьбы является компромисс: мысль о необходимости ехать в деревню остается вытесненной, а вместо неё в сознании возникает мысли о необходимости потушить все пересуды Сонечки, Захара и франтов. Навязчивый страх Сонечки Захара и франтов есть компромисс потому, что в нём удовлетворяются с одной стороны, реальная необходимость что-то сделать, а с другой стороны устраняется необходимость поездки в деревню и так далее. Другими словами в обсессии происходит «ложная спайка» реальной необходимости действовать с фантастическим и ничтожным содержанием действия. - Компромисс

Осипов говорит о том, что Ольга обособилась не только от Обломова, но и от Штольца и всех других мертвецов. Она отказалась от идеала Обломова, но её не удовлетворяет и идеал Штольца . Штольц осуществил свой идеал, и Ольга вошла и телом и душой в жизнь Штольца, получила нервическое расстройство, на деле увидев мертвенность такой жизни. Выше было сказано, что книга Гончарова есть книга смерти. Только Ольга преодолевает смерть и стремится к новой жизни…
Обломов же в Агафье Матвеевне нашел идеал нерушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве под отеческой кровлей. Обломовым был не только Илья Ильич, но и Захар - этот рыцарь был и со страхом, и с упрёком, но это двойственность присущи также и Обломову. Обоим свойственны инертность, бездействие, постоянное влечение к лежанию, спанию, избегание всякого напряжения, всякого труда, страсть чревоугодия. Захара также можно считать неврастеником, и он таил в себе семя смерти. Но других неврозных явлений, как у Обломова, у него не было.
Интересно как Гончаров дает изумительно яркую картину амбиваленции чувствования. Захар безгранично предан Обломову, но в то же время за воротами чернит и грязнит его как только может с дворней . амбивалентность чувствований Фрейд считает основным характером чувствования вообще. У одних людей одна сторона, одна валенция , вытесняется, подавляется, у других другая - тогда получается квази- унивалентное отношение: любовь или ненависть. А у третьих, как у Захара, обе стороны проявляются одновременно и одинаково ярко: Ambivalence.
Амбивалентность Обломова проявляется в том что он с его голубиной нежностью ни чужд был садистических наклонности. В детстве он отрывал крылья стрекозы или наблюдал за пауком как как сосал он кровь пойманной мухи. Или мучил Захара и потом Ольгу. Но большей частью жестокость Обломова оставалась в сфере «Оно», В сфере «Я» у Обломова нет жестокости, она вытеснена, у Тарантьева- нет любви. У Захара есть и любовь, и жестокость, Ambivalence.
Осипов говорит, что Обломов вненационален и он не есть типичный выразитель барского сословия, как это утверждает Добролюбов, хотя бы потому что такими же типами Обломова были Захар и Тарантьев. Ну и дальше Осипов рассуждает о том, что в семье Обломова отец не играл выдающийся роли, что только сверстник Андрей Штольц играет роль играл роль руководителя, с полным правам его можно назвать «заместителем отца». Мать Илюша любит страстно, эта любовь к матери у мальчика носит всегда чувственный, сексуальный характер согласно учению Фрейда. Осипов говорит, что у Обломова не было конечно силы воли особой, но не были полного безволия, абулии. Воли к вставанию у Обломова было, просто он не хотел штольцовщины. Правда, его не удовлетворяла и его собственная жизнь., Но он не в силах был ее изменить. Чужая воля для Обломова не играла большой роли, он не был внушаем. Обломова Штольцу не удалось переделать, даже успех Ольги был кратковременным. У Обломова было свое лицо, своя индивидуальность. Осипов говорит что основная причина возникновения невроза - это непосильные для Обломова требования жизни. Он не может приспособиться к новой жизни. На службе он терпит крах, его либидо остается без удовлетворения. Свободное либидо идёт на мечты и фантазии. Мечты Обломова имеют своим содержанием прошлое. К прошлому же тянет его и присущее ему влечение к смерти. Итак Обломов попадает на путь регресса и регрессирует все более и более. У него развивается типичное неврастеническое состояние, невроз боязни, ипохондрия, симптомы этого сложного невроза, так сказать, питаются свободным либидо. Другими словами, свободная сексуальная энергия идёт на продукцию симптомов невроза. При начале романа с Ольгой либидо отходит от симптомов и фиксирует Ольгу. Таким образом симптомы потухают на время и наступает условное выздоровление. Однако регресс Обломова зашёл настолько далеко, что даже встреча с Ольгой могла только на короткое время вывести Обломова из его неврозного состояния. для Ильи Ильича наступает тяжелое время постоянных воскресений и падений, когда либидо попеременно фиксирует то Ольгу, то симптомы. Таким образом невроз развивается временно до степени бреда и на более долгое время возникают навязчивые мысли (обсессия Сонечки, Захара и Франтов). Принцип принудительного повторения приводит Илью Ильича в объятия Агафьи Матвеевны. Связь с Агафьей Матвеевной не нарушала ни одну из его либидинозных фиксаций - Агафья Матвеевна была для него и матерью, и дворовой девушкой, и давала ему подобие жизни в Обломовке. Жизнь на выборгской стороне можно рассматривать как относительное выздоровление. Во всяком случае в этих условиях невроз был незаметен.
Итак сделаем вывод. Характер неврастении вненационален и внесословен. Причина заболевания неврастенией лежит в личном факторе, а именно в преобладании влечения к смерти над влечением к жизни, то есть над либидо. Необходимый повод: не соответствующие личности требования жизни. Всё остальное, включая неправильное воспитание, социальные условия и тп может быть рассматриваемо только как вспомогательные условия. Неврастения - душевная боль - как и всякая боль играет роль сигнала, это малопродуктивный невроз. он нужен для того, чтобы остановить человека на том пути, который ему непосилен, которые противоречит его существу.

Обломов, пссихотерапия, психиатрия, Книжный клуб, психология, книги

Previous post Next post
Up