ужасно интересные у шумеров - эти МЕ. МЕ - это одна из важнейших категорий месопотамской религиозной мысли, и прямого ее аналога в Египте нет. МЕ - это сила, энергия, божественная потенция, которая имеется в каждом предмете. И в каждом предмете эта МЕ - своя. В какой-то степени, можно сказать, что МЕ - это аналог египетского Ба, но МЕ в меньшей степени связано с личностью (в Египте у каждого своя сила Ба, и она соединена со свободной волей). Здесь же это некая внешняя сила, которая действует и даёт актуальную силу той или иной вещи. И эта покоящаяся сила, которая может входить в определенные вещи, а может не входить - это и есть МЕ. И Энмешарра - это владыка всех МЕ. Значит, было представление, что всеми силами владеет одно божественное Существо, один Бог.
МЕ - это «суть». Мы помним, что египетское Ка - это тоже «суть». Мы видим, что под словом «суть» могут подразумеваться совершенно разные вещи. Ка - это образ личности и любой вещи, которому личность и вещь должны соответствовать, а могут и не соответствовать. Если она не соответствует, то и не достигает своего Ка. Если это вещь, то она оказывается ненужной, как гаечный ключ, который ничего не развинчивает. А если это человек, то он не может победить на суде Осириса, и он не встретится со своим Ка после смерти. А МЕ - это «суть» совершенно другая, это некая сила, которая дается данному роду вещей, действий или людей. Как отмечает в своей книге «Ритуал в древней Месопотамии» наш прекрасный исследователь месопотамской религии Владимир Владимирович Емельянов, знаком МЕ был высунутый язык (Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. C. 34). Естественно, это не «дразнилка», а образ логоса. И слово «логос» тоже ведь можно понять как «язык», «наречие». То есть МЕ - это слово, которым творится та или иная категория предметов. И тут, конечно, всего лишь один шаг до платоновского понимания эйдоса.
Мы видим, что категория МЕ охватывает очень широкий круг предметов, явлений и действий. Фактически, вся жизнь месопотамского человека была окружена энергиями. Это другой, сравнительно с Египтом, образ - если в Египте была персонализация энергии (они соединялись в человеке или в Боге), то здесь было окружение энергиями.
Из лекции Зубова, вот тут можно послушать или почитать
https://abzubov.com/new_course/lecture_046