Nov 28, 2022 12:22
так интересно: греки очень уважали сельский труд, самым почетным считался земледелец, а вот труд ремесленников презирался. «При этом характерно, что к ремесленникам греки в полной мере относили и мастеров искусства: скульпторов, живописцев, архитекторов. »
«Поэзией могли заниматься на досуге люди самого высокого положения, аристократы. Собственно, подавляющее большинство греческих лириков архаической эпохи (Солон, Алкей, Феогнид и др.) принадлежали к знатной элите. Но невозможно даже представить, чтобы аристократ занялся бы, скажем, ваянием или начал бы писать картины.»
«Плутарховское суждение поражает своей категоричной суровостью:
«Кто занимается лично низкими предметами, употребляя труд на дела бесполезные, тот этим свидетельствует о пренебрежении своем к добродетели. Ни один юноша, благородный и одаренный, посмотрев на Зевса в Писе (то есть на знаменитую статую Зевса в Олимпии работы Фидия - И. С.), не пожелал бы сделаться Фидием, или, посмотрев на Геру в Аргосе - Поликлетом… «
«Очень характерно, что на древнегреческом языке ремесло и искусство обозначались одним и тем же словом - техне. От него, между прочим, происходит, и термин «техника», который, получается, может быть переведен примерно как «ремесленничество». Выше мы уже видели пренебрежительное в целом отношение греков к технике, технической мысли, техническому прогрессу - при колоссальном уважении к науке. »
«Кстати, если техника - «ремесленничество», то механика - вообще «мошенничество». Этот термин происходит от древнегреческого механе - «обман, уловка, трюк». «Механика» и «махинация» - этимологически родственные слова.
Вернемся к трудовой этике греков. Особенно постыдным в их системе ценностей было положение человека, вынужденного за деньги работать на другого. Наемный работник, батрак (фет) стоял в глазах общественного мнения лишь немногим выше раба. Раз он вынужден зарабатывать деньги таким образом, значит, он не «автаркичен», не самодостаточен и, следовательно, не отвечает идеалу гражданина. Впрочем, сказанное относится в большей степени к наемному труду на частных лиц. Работать за плату на государство не считалось столь же позорным, »
«Не пользовался большим почетом и труд торговца. Впрочем, здесь нужно проводить четкое разграничение. Различали, с одной стороны, крупных оптовых купцов - эмпоров, совершавших далекие морские плавания за товарами, и мелких розничных торговцев, лавочников - капелов, которые в порту перекупали у эмпоров мелкие партии товара и продавали их в своих «торговых точках», на агоре и в ее окрестностях.
Безусловно унизительной считалась только профессия капела. А среди эмпоров могли быть вполне уважаемые граждане»
работа,
деньги,
люди,
труд,
Древняя Греция,
античность,
книги