Эсхил

Sep 29, 2022 17:13


Трагедия и древнегреческий театр

Трагедия между двумя полюсами: между космосом и хаосом. Дионис - бог не только виноградарства, но и всякого живорождения, трагедия - козлиная песнь, козел - самый плодовитый, самый похотливый. Шествие было не просто, а эпизод из жизни Диониса, которого разорвали вакханки на куски от сладострастия - хаос торжествовал. А потом он воскресал - космос торжествовал. Пьеса была статична: между танцами и пением. Актер был один-единственный, он был за всех персонажей, хор и балет потом реагировал на сообщение актера. А Эсхил придумал вывести 2 актеров. Пьеса писалась не просто так, а к театральному состязанию раз в год. Театр был серьезной духовной работой. Трагедия должна была изображать не человеческий быт, а то что интересно и соразмерно богам. Потому что она происходила от изначальных мистерий - представлений для богов.

Эсхил не хочет дать нам приятное впечатления, он хочет перевернуть наше мировоззрение. Это человек, который элевсинские таинства раскрыл перед толпой. Орест, Агамемнон, Медея, Аякс, Ипполит, Ифигения - это герои, герой - и не бог и не человек, герои - дети богов и людей. Эллину неинтересно было бы смотреть на богов, потому что они далеко. Человек был неинтересен, потому что человек банален, а герой - это человек в квадрате, увеличенная проекция человека. Концентрированное человеческое, на фоне которого мы видим глубочайшие проблемы нашего существования, соразмерные Космосу.

Мудрые греки наполняли трагическое комическим. На великих дионисиях, когда шли состязания трагиков, после трагической трилогии ставили сатировскую драму, в которой в комическом ключе показывалась та же самая трагическая проблема. Можно переживать не только трагический, но и комический катарсис. Любая комедия - это смех над самим собой, над своими попытками постичь мир.



Греческие трагики

В конце 6 веке до н.э. появляются поэты, которые пишут трагедии для постановки на великих Дионисиях. Первые - Феспид, Фриних (архаическая трагедия, была близка по форме к оратории или лирической кантате - похоже на Богемскую рапсодию группы Куин, обмен репликами между актером и хором, но Меркури на первом месте, а в древнегреческой трагедии корифей - запевала хора - в центре). Трагедии пишутся для того, чтобы их поставили только один раз. Только в 3-4 вв начали делать ретроспективы самых ярких трагедий. Всего около 40 имен греческих трагиков дошло до нас, а пьесы только 3 их них: Эсхил (6) ,Софокл (7) и Еврипид (17). Софокл написал около 120 пьес.

Эсхил (525-426 гг до н.э). Именно он придал греческой трагедии классическую форму. Аристотель называл Эсхила отцом трагедии. Эсхил сокращает партию хора и увеличивает роль диалога, Эсхил ввел роскошные костюмы для актеров, он придумал маски, котурны и различные механизмы для сцены. Прометей проваливается под землю в финале его пьесы. Еще он придумывал танцы, выступал в роли хореографа. Театр - это и декламация, и танцы, и философия, и религия, и политика. Первым был из трагиков, который начал писать связные трилогии на один мифологический сюжет. Творчество Эсхила имело колоссальное значение для древнегреческой культуры, неслучайно, что он 13 раз одерживал победы на великих Дионисиях, его пьесы удостоились чести быть представленными второй раз: на малых Дионисиях.

Мы знаем о его жизни крайне мало. Падение тирании Писистратидов, реформы Клисфена и греко-персидские войны - вот важнейшие этапы греческой истории в это время.

Родился в небольшом поселке недалеко от Афин (3 часа пешком) в семье богатого землевладельца. Однажды он охранял виноградники, заснул и во сне ему явился бог Дионис и повелел писать пьесы, Эсхил послушался)) Он получил хорошее образование в школе эфебов: изучал музыку, философию, служил в армии. Был хорошо развит интеллектуально и физически. Тиран Писистрат не был жестоким, при нем были построены первые театры, он учредил великие Дионисии - состязания трагиков, велел записать письменно шедевры Гомера. Но сыновья Писистрата не были такими замечательными, как отец, поэтому народ их изгнал и у власти встал демос Афин, чему способствовали демократические реформы Клисфена.

Эсхилу было 18, когда начались реформы Клисфена. Когда ему было 30, начались греко-персидские войны. Почти во всех основных сражениях (Марафонское сражение, Саламинское и битва при Платеях) Эсхил участвует в качестве гоплита - тяжеловооруженного воина, с щитом, копьем, мечом, шлемом. Чтобы надеть тяжелый шлем, греки специально отращивали длинные волосы, заплетая их в косички. Персы очень удивлялись не только тому, что так мало греков, но и тому, что перед битвой греки умасливали тела маслом оливковым, заплетали косички, делали гимнастические упражнения. Такой гей-клуб на выезде)))

Сам Эсхил, как свидетельствует сочиненная им эпитафия, военные свои заслуги ставил выше поэтических:

Эвфорионова сына, Эсхила афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;
Мужество ж помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его.

Гела - это Сицилия.

Хотя персов было гораздо больше и они были лучше вооружены, греки победили - это было настоящее чудо. Это как сегодня США напали бы на Северную Корею, а корейцы бы победили.

Эсхил был при Марафоне тяжело ранен, а его брат Кинагир героически погиб: когда персы уплывали, он вцепился в корабль руками, чтобы не дать кораблю отойти. Ему отрубили руки, тогда он вцепился в корабль зубами.

После сражения при Платеях Эсхил становится главным драматургом афинским.

В 468 году, когда ему было 57 лет, его победил молодой Софокл, Эсхил спокойно воспринял свое поражения, перенял новаторство у Софокла.

Однажды Эсхил гулял по красивому берегу Сицилии. Пролетал орел, увидел лысую черепушку Эсхила, принял за камень, бросил на него черепаху, чтобы разбить.

Эпоха экзистенциального покоя - особая историческая эпоха, когда человек видит мир гармоничным и справедливым. У него нет вопросов к миру, мир понятен, прозрачен и гармоничен. Тема справедливости и тема гармонии - главные темы в творчестве Эсхила. Дискутирует с Гомером, много берет у Гомера с одной стороны, но во многих моментах спорит с Гомером. У Гомера боги не подконтрольны морали, они иррациональны, для Гомера мир - неконтролируемый хаос, в нем есть лишь воля судьбы, героизм и смерть человека. А для Эсхила боги воплощают гармонию, логику, смысл, он видит ее в реальности, в мире есть структура, нравственный закон у Эсхила. Боги стоят на страже нравственного закона.

А где в "Прометее прикованном" гармония и смысл? Если доброго титана приковывают и ежевечерне наказывают орлом?

Прометей

Впервые Гесиод в Теогонии рассказывает про Прометея и Эпиметея, у Гесиода Прометей совсем другой: трикстер, пройдоха, совсем не герой, ворует огонь из озорства, а не из благородных целей. Эсхил делает Прометея благородным бунтарем, который жертвует собой ради блага человека, есть версия мифа. где Прометей творит человека.

"Прометей Прикованный" - одна часть трилогии, остальные до нас не дошли. Платон в одном из диалогов пересказывает трилогию, говорит, что в третьей части Зевс и Прометей приходят к компромиссу и так приводят мир в гармонию.

Можно прочитать эту трагедию как трагедию о бунте. Прометей - не бог и не герой, это бессмертный титан, который помогал Зевсу захватить власть на Олимпе, двоюродный брат Зевса, в этом свете наказание выглядит особо гадко и несправедливо. Он может видеть будущее, он прекрасно знал, что его поступок повлечет за собой жестокое наказание. Знает и что он будет спасен, но от этого легче не становится.

Прометей принес людям огонь - символ цивилизации и культуры. Он научил людей читать, считать, укрощать животных, религии, науке и тп. Именно Прометею мы обязаны тем, что мы живем в пространстве культуры, культура делает нас человеком. Прометей делает это абсолютно бескорыстно и за это подвергается наказанию. Зевс становится символом тиранической, деспотической власти.

Зевс не появляется на сцене (как Елена Прекрасная у Гомера), но мы видим его проявления: его представителей (Гефест, Власть, Гермес), его жертв (Ио и Прометей). Прометей долго стоит безгласно, заговорил он не сразу, к нему приходит весь космос, уговаривая его сдаться.

В финале мы видим космическую катастрофу: безвинный Прометей проваливается в Тартар.

Правила тирана от Эсхила

1. Тиран не заинтересован в бесконтрольном распространении знаний. Думающий человек является всегда угрозой. Зевс наказывает Прометея за то, что он сделал человека сильнее.

2. Тиран всегда уничтожает тех, кто приводит его к власти.

3. Тираническая власть всегда стремится поглотить человеческую личность.

Лишить человека его я, чтобы он слился с властью, чтобы он воспринимал ее приказы как свои желания и потребности.

4. Любой диктатор не является всемогущим и всеведущим.

Прометей знает очень важную информацию: кто свергнет Зевса с престола, а Зевс этого не знает.

Братья и сестры Прометея - хтонические чудовища, он из мира хаоса, его братья и сестры медуза горгона и сторукие гекатонхейры. Зевс - закон, гармония, разум, логика.

Огонь может согреть и он может уничтожить, если выйдет из-под контроля. Наша культура не только плюсы дает, но и минусы. С помощью нашей культуры, научно-технического прогресса мы можем себя и уничтожить. Нравственные нормы могут нас ограничить, а Прометей нам не дал.

Зевс в третьей части смиряется с тем, что у людей теперь есть огонь, но дает две важные вещи: айдос (стыд) и дике (справедливость). Это то, что заставляет нас не обрушивать на соседа всю нашу мощь.

Прометей -фигура вечного героя, он появляется в стихах Гете, Байрона, Шелли, Баратынского, Венедиктова, Кюхельбеккера, Брюсова, Вячеслава Иванова. У Горького, у Стейнбека, Кена Кизи. Музыка - Лист, Скрябин. Трилогия тоже исопльзуется широко драматургами и композиторами. Вагнер, например, пишет свое Кольцо Нибелунгов под влиянием Орестеи. Правда, у него театрология.

В 20 веке 2 лауреата Нобелевской премии - Юджин О Нил, Жан-Поль Сартр - обращаются к мифу о проклятии Атридов, который дошел до нас благодаря Эсхилу. В 21 веке Колин Тойбин пишет роман "Дом имен", основываясь на этом мифе.

О справедливости, о судьбе, о способе борьбы со злом, о ценности страдания Эсхил размышляет в Орестее.

Один из самых страшных сюжетов в греческой мифологии: проклятие Атридов. 2 брата - Атрей и Фиест враждовали за власть в Микенах. Фиест пытал­ся выиг­рать спор с помо­щью соблаз­нен­ной им жены Атрея. Однажды Атрей пригласил брата на примирительный пир домой. Во время пира он отлучился, убил детей Фиеста и приготовил из них блюдо и накормил этим брата. Когда Фиест понял, он проклял род брата. Дети Атрея будут нести это прколятье, будут убивать и пожирать друг друга. Агамемнон и Менелай - сыновья Атрея. У Менелая просто увели жену, а Агамемнона убила жена с любовником, Когда Ага­мем­нон отпра­вил­ся в Тро­ян­ский поход, Эгисф, един­ст­вен­ный уцелев­ший из сыно­вей Фие­ста, обо­льстил Кли­тем­не­стру и под­бил ее убить мужа. внук Атрея Орест убил собственную мать по приказу богов.

Если Эринии занимаются только родственными преступлениями, почему Зевс их отправляет за Парисом, укравшим Елену?

У греков женщина - существо с пониженной социальной ответственностью, у нее мотивация лишь "я хочу", а не "я должен" или "я задумал". Но с самого начала зрителю дают понять, что Клитемнестра ведет себя как мужчина. Не доверяет, ведет двойные - обманные речи.Победа над Троей в устах Клитемнестры - это не восстановление порядка, а разрушение его. Очень странно радуется, все хорошо, но рано говорить про здорово.

Одно из базовых удовольствий зрителя - быть умнее тех, кто на сцене, хор не знает, что герои греческие ругались при разделе добычи, что Кассандру изнасиловали и Афина рассердилась на греков и перестала им помогать. А афинские зрители знают.

У Гомера Агамемнон - микенский царь, а у Эсхила - аргосский. это 2 разных города. Микены - небольшой городишка в 5 в недалеко от крупного города Аргоса.

Вестник - чаще всего человек не особо умный. Агамемнон высаживается на берегу, оставляет войско, а вперед посылает вестника (шпиона). Он ведет себя как на вражеской территории. Клитемнестра: Собака в доме верная, верна хозяину, врагам страшна. Эриния - с собачьей головой. Агамемнон въезжает в город на колеснице, рядом с ним Кассандра. Провокация очевидная.

Аполлон - бог, которому все девушки отказывают, а он в ответ пакостит подарки свои им..

Кассандра попросила дар предвидения и отказала (могла бы предвидеть, что дел. Аполлон не мог забрать назад подарок, но 3 условия: Кассандра видит только плохое, она не может не рассказать то, что видит, и никто никогда ей не верит. То есть Кассандра - очень несчастный человек. Она прекрасно знает, что она - причина смерти всех своих родных и разрушения родного города.

Мог ли Агамемнон не знать того, что ждет его в родном городе? Цари отличаются от простых смертных тем, что они учитывают все обстоятельства. Провокация А.

А разговаривает с корифеем хора, который очень рад его возвращению, но предупреждает (не явно, не прямо) смотреть внимательно.

Начинается с прибытия Агамемнона, его встречает Клитемнестра, она его ненавидит. Она стелит от корабля А пурпурную ковровую дорожку. По таким коврам греки переносили статуи богов, кто ступает на такую дорожку, тот святотатец. И после небольшого спора А ступает на эту дорожку, как на кровавый путь к своей гибели. Пурпурными ленточками украшали рога животных, ведомых на заклание.

Дочь Леды, дома царского охранница - ты себя сукой назвала, ну пожалуйста) Дочь Леды - у Леды 2 дочери - Елена и Клитемнестра, и обе интересные девушки.

Хор аргосских старцев слушает Кассандру, у нее проклятье: она все знает о будущем, рассказывает, а никто ей не верит. Она говорит "Отототой", это не перевести, это такая боль от того, что она видит прошлое, настоящее, будущее - и все это ужасает ее.

Когда А кричит, что его убивают, хор начинает беспокоиться. Рассуждает, что им (12 человек!) нужно срочно что-то делать.

В финале Клитемнестра появляется с окровавленной секирой, объясняет, почему она убила своего мужа, потому что он убил их дочь. И корифей отвечает, какая она наглая: убила мужа, да еще кощунствуешь. И все)

Чтобы штиль переменился на ветер, Агамемнон вынужден был принести в жертву Ифигению. Куча была баб, привез любовницу из Трои. Но для греческого сознания это все не является аргументом, ведь А не хотел убивать дочь, это была воля богов, сама К видит сон, что родила змею и кормит ее грудью, она решает, что ей нужен обряд поминовения.

А ушел неоплаканным, но убийце нельзя прийти на могилу убитого, поэтому отправляет Электру. Электра встречает там брата Ореста, он говорит, что Аполлон повелел ему отомстить убийце отца - маме. У него нет выбора. Если не выполнит воли Аполлона, его будет преследовать гнев бога. А если убьет мать, его будут преследовать Эринии - богини мщения. У него нет выбора. Эсхил показывает, что обычай кровной мести себя изжил, он заводит человечество в тупик. "Обычай глаз за глаз делает человечество слепым" (Ганди). Смывать кровь кровью - это как смывать грязь грязью, так говорит Эсхил. За убийство матери греки зашивали преступника с бешеной собакой и гадюкой в мешок и топили.

Но тут в конце когда Орест приходит с окровавленной секирой, хор оправдывает его.

Обратите внимание, как меняется хор в трилогии: в первой трагедии это хор стариков, не ушедших на войну, хор свободных статусных мужчин. Во второй - девушки-рабыни, в третьей - Эринии. второй хор - без всякого статуса, молодые, да еще женщины, да еще рабыни. Третий хор абсолютно хтонический. Уровень хаоса нарастает с каждой пьесой, все хуже и хуже становится. В конце происходит волшебное превращение, Афина перекодирует Эриний в Эвменид, потому что Эринии угрожают, что они останутся в Аттике и всем мало не покажется. Прием - Бог из машины и все решает, распутывает запутанный конфликт, но логики предыдущего действия не отменяет: пьесы движутся от плохого к худшему.

В 3 части Орест спасается в Дельфах от преследования Эриний, Эринии - собачьи головы, змеи вплетены в волосы, змеями подпоясаны, они слепые. След преступлений они берут собачьим нюхом. Аполлон ненадолго усыпляет богинь и отправляет Ореста в Афины. Пока Орест бежит, Аполлон начинает диалог с Эриниями, спрашивая их, почему они не мстили Клитемнестре за убийство мужа. Эринии отвечают, что не мстили потому, что Агамемнон не является кровным родственником (древний обычай). А Аполлон отвечает им, что они неправы, что муж с женой связаны духовными узами, поэтому убийство мужа -это такой же страшный грех, как убийство кровного родственника. Здесь сталкиваются два уклада. Архаический и современный. Родовые связи даны нам природой, а государство - это общество. где каждый гражданин сознательно принимает на себя определенные обязательства. В государстве отношения брака- прообраз таких связей. В Афинах Ореста судят. Его дело разбирает суд присяжных. Голос Афины в пользу Ореста перевешивает. В финале преображенные Эринии в Эвменид поют песню про справедливость и силу.

Борьба и единство иррационального и рационального. Женские образы - иррациональное начало, Клитемнестра - жестокость и одержимость, Афина - технически женщина, но рождена мужчиной, равенство, равновесие, гармонию иррационального и рационального.

Метафора перехода от норм кровавой родовой морали к разумному демократическому обществу, где все решается за счет гуманных справедливых законов. Афина - богиня мудрости, а не интеллекта. Мудрость - синтез чувственного и рационального. Принцип справедливости продолжает реализовываться, но другими средствами. Как человек может преодолеть зло, как не умножать зло, наказывая зло. Как остановить машину преступлений. Почему Клитемнестра наказана, а Орест нет, в чем различие? К заинтересована в убийстве, Орест лишь выполняет волю богов, не получая наслаждения, выгоды от убийства.Зло пресечь насилием можно, только когда нет другого выхода.

Спустя 2.5 тыс лет об этом же будет говорить Камю в книге Бунтующий человек.

В мире Эсхила есть гармония и закон, осуществляется справедливое воздаяние. Мир очень сложен, но в мире есть то, что превосходит человеческое понимание. Между элементами, составляющими вселенную, есть гармония и баланс.

Сартр живет в эпоху экзистенциальной бездомности, когда все смыслы распались и оказались несостоятельными. Если бог умер, человек становится пылью, никем. Как остаться человеком в обезбоженном, обессмысленном мире. Человек - смертен, после смерти ничего не будет, но он еще и свободен. Существование предшествует сущности. У человека существование не совпадает с сущностью. Человек может обрести себя и потерять себя. В мире нет божественной этики, гуманистической воли, мир не таков, каким мы хотим его видим.

Трагедия "Мухи": Орест приходит в Аргос, он учился в университет. Видит, что Клитемнестра и Эгисф грамотно управляют городом, раз в год ритуал покаяния, все каются, потому что все жители города слышали, как кричал Агамемнон, но никто не помог. Через чувство вины управляют. Аргос - модель современного христианского общества. Он ходит по Аргосу и ничего не понимает. Боги наказали Аргос огромным полчищем мух за смерть А. Однажды Орест подслушивает разговор Юпитера и Эгисфа, Юпитер говорит, что люди на самом деле свободны, это боги убедили людей в том, что они могут ими управлять. Бытие в себе - вот что было у Ореста всю жизнь, вот что он понимает. Юпитер хочет, чтобы Орест ушел из Аргоса. У Сартра убийство матери - это символическое избавление от контролирующего начала, это воля человека, а не богов. Орест - это символ, Клитемнестра- это символ. Чтобы избавить людей от вины, он делает это для других, Сартр называл это "бытие для другого". Но жители Аргоса этой свободы не хотят, они ее боятся. Электре страшно, ей хочется вернуться в привычный мир, она боится мира непознаваемого. Жить культурными стереотипами - это легко, это трусость. А жить без них - это мужество, это ответственность. В финале Юпитер говорит с Орестом, Орест скрывается в храме Аполлона от разгневанной толпы. Юпитер предлагает Оресту нормальную жизнь, но Орест отказывается, говорит, что твоя ошибка в том, что ты создал меня свободным. Орест уходит из Аргоса, за ним летят Эринии - гнет и притягательность тех смыслов, что делают нашу жизнь понятной. Мы видим, как тяжела та свобода, которую он обрел. Миф о проклятии Атридов - как метафора абсурда. Человек обретает себя, но эта ноша невероятно тяжела.

Искусство нас освобождает от гнета стереотипов, мы можем выбирать разные варианты интерпретации жизни.

7 уровней сердца

Сердце прослеживается на 7 уровнях. 1- кер- нерасчленимое сердечное движение - чаще женское. 2- фрэн - умное сердце, где сердце соединяется с умом

3- сердце кордье - вещее сердце, трепещущее, которое гонит кровь, многое предчувствует.

4- сердце тюмос - гнев, бушующая часть души.

5- пропис - грудобрюшная преграда, тоже волнуется.

6- утроба -

7 - то сердце, которое испытывает страдание, - печень.

Теодицея

Наказание Агамемнона Артемидой за все будущие их грехи. Вина совокупная всех героев итожится в вине старшего из царей - Агамемнона. Их героическая душа требует войны, войны нет, значит будет распря, если есть Троя, то нет правды на земле. Если есть правда на земле, то Троя должна быть уничтожена, так согрешил Парис перед всеми героями Эллады. Агамемнону не отдать дочь в жертву равнозначно предательству. Теодицея - оправдание Бога, почему бог и герой должен быть так жесток, чтобы приносить в жертву своего ребенка. Эсхил верил в единого Бога.

У спартанцев считалось позором дожить до седины. Мальчики рождены для войны, для насильственной смерти. Если человек седой, он либо необыкновенный герой и любимец богов, либо трус. А девочку отдать - это невозможно, но требуют именно девочку. И при этом Агамемнон должен был присутствовать при этом жертвоприношении.

Теодицея - оправдание Бога. Если Бог добр и достаточно силен, то как Он допускает такое зло. Эсхил и Софокл знали, что теодицею словами не расскажешь, Софокл лишь ее предъявляет. А Эсхил в 3 строфах формулирует теодицею. Существует единое Божество, которое не подобен ничему из существующего. Размышлять о едином Божестве не нужно. это может быть лишним бременем. Человек молится умным сердцем френ, но там есть фронтис - сердечная дума, она несытая. Эсхил говорит всем философам, что фронтис об Едином надо бросать, она ни к чему не приведет.

Как с Ним тогда обращаться? Его надо кликать, надо обращаться к Нему. Есть сила профронос - надо кликать разумно и предрассудочно. Чтобы быть мудрым сердцем френ, нужно найти в сердце то, что предшествует всякой мысли, нужно кликать сознательно и экстатично, прославляя Его в победных песнях. богословие, благочестие (молитвенное восхождение), творчество сошлись в одной точке - полнота реализации человеческой природы, насколько она возможна вообще.

Как научиться мудрости? Через пафос - страдание. Сострадание, священный ужас сострадания, один раз в год эллины приходили встретиться с этим чувством. Трагедия - общественное богослужение. Через пафос происходит обучение смыслу. А человек не хочет пафоса, сострадания. Тогда вместо пафоса Бог дает человеку заботу неотвязную. Против воли Бог дает человеку заботу вместо пафоса. И эта забота просачивается до сердца кардиа.

Агамемнон, принося в жертву Ифигению, верит в свою правду. И Клитемнестра, убивая его, тоже будет верить в свою правду. Настоящий трагический герой всегда верит в свою правду. Рок священен у Эсхила и Софокла, отдаленно можно сказать, что это Промысел.

Источник преступлений - сердце френ, испытывать муку будет тоже френ.

Троя в Азии, Аргос в Европе - между ними острова, объятые огнем, огненный мост, вся ойкумена в огне, Клитемнестра упоена этим зрелищем, она так долго ждала этого: «Я полагаю, слышен в граде неслиянный рев». Строфа - хор движется по часовой стрелке, антистрофа - в другую сторону. Когда хор выходит на орхестру, он движется, в стасиме он стоит. Рок, которому подпал Агамемнон, это рок «ананка». Вина его благородная, он жертвовал любимым, а вот Троя подверглась року ата. Монолог Клитемнестры имеет 3 смысла, она ведет себя очень обоснованно, у нее очень продуманные слова, религиозно-нравственные убеждения. Перед смертью Агамемнон еще должен понять, что такой человек как он жить не должен. 3 союзника у воина, страх - первый, он может его использовать, второй- стыд, третий - смерть.

Ата - нет ни в одном русском переводе. Ата очень важна для гомеровских поэм. Ахиллес и Агамемнон поссорились, оба вспоминают Ату, когда вспоминают причину распри. Агамемнон говорит, что боги виноваты в том, что он обидел Ахиллеса и начал ссориться с ним. Что Зевс виноват, что он его в распрю втянул, еще Мойра виновата и Эриния. «Мой ум наполнили дикою Атой». Милость насильственна. Небеса не знают сострадания. Агамемнон не считает Ату своим преступлением, это все боги. Ата - дочь Зевса, она самого Зевса ввела в заблуждение, Ата - означает морок. Ату свергли с Олимпа и она теперь живет среди людей. Ахиллес Ату считает не богиней, а преступлением Агамемнона. То, что сделал с ним Агамемнон, это преступление, и за него нужно мстить самым страшным образом - чтобы погибали свои, невиновные в этом преступлении. Такой гнев у Ахиллеса - менис. Какая страсть может погубить человека и бросить его в глубину глубже Аида, в Тартар? Гнев - менис, подлинно бесконечный. Душа человека - бездна. Этот ад Ахиллес несет при жизни в своей груди.
С позиции высокой трагики включая Ату в свои рассуждения, Ахиллес и Агамемнон частично правы, это и морок, и кара, которая постигнет окрестных, включая невиновных. С другой стороны оба неправы: Ата есть форма действия рока, она как внешний удар, но Рок не постигает человека без его вины. Ата не приходит просто так. Однако Рок священен, таинственен, Ата страшная, но священная. А гнев Ахиллеса тартарский, мерзкий, в результате влечет за собой гибель ближайшего друга Ахиллеса, Патрокла.

Гесиод жил после Гомера, но до лирических поэтов. Об Ате Гесиод мыслит так: Ата возникла в мире богов. Дети Урана и Геи первые были ужасные, их Уран прятал в недрах земли и злодейством своим наслаждался. Первое зло в мире от неба - от Урана (таким же было убеждение Эсхила). Стенает Земля, Гея - символ невинного страдания. Она квалифицирует поведение своего небесного супруга, как нечестие - Ата. Догадалась, как с этим злом бороться - седое железо произвела, сотворила из него серп - орудие жатвы, орудие жизни, одновременно орудие . Седое - Когда железо чистое, оно не ржавеет. Далее по логике трагических времен: злом за зло, формула мести. Из 12 титанов младший Крон дерзнул - с величайшей охотой, серпом покалечил отца - когда закат солнца, Уран возлег на землю, Крон отсек ту часть тела, которая участвовала в деторождении. Преступление против отца, связь между Небом и Землей пресеклась, теперь не будут больше рождаться у них детей. С Неба капает кровь на Землю, и из этой крови являются Эринии. Самые страшные мстители. Пенис Урана упал в море, оно закипело, белая пена, из пены родилась Афродита - отвратительнейшая и прекраснейшая. Без безумия дети не рождаются. Чувствуете, как миф лепит смыслы? Уран дал имя своим преступным детям - запечатлевая сущность их - в поношение. Титаны - это ругательство, протягивать руку на позорное дело, тянучки. Злодей несет кару через злодейство по отношению к себе, нечестием за нечестие, равным злом за прежнее зло. Злом за зло - это месть. Первую формулировку воздаяния дал искалеченный Уран.

Через понятие "Ата" можно просмотреть глубокие смыслы разных поэтов и философов. Золотой век - далекое представление о райской жизни. Умирали - засыпали люди. Серебряный век - появилось нечестие, от гордости не смогли удержаться. Потом медный век, потом потоп. Люди назывались нефелимы и гиборимы - в Библии до потопа. Люди медного века у греков - ни в чем поколение не схожее с прежним, ужасные, могучие. Хлеба не ели. дальше идет век героев, после потопа. Эллин родился после потопа. Век героев лучше, че медный. Полубоги, злобная их погубила война. Герои имеют несколько иную природу, причина гибели - самоистребление. Ата в веке героев действует по-разному. Ата возникла на небе, демоническое начало, пришло зло к людям серебряного века, умножилось в веке медном.

Паллада

Как Ата пала с небес: при закладке Илиона его основатель Ил - прадед Приама - взмолился Зевсу о знамении. Он увидел у палатки Палладий, который упал с небес, фигура на сомкнутых ногах, в одной руке копье, в другой прялка и веретено. Это величайшая святыня. поэтому Илион у Гомера - Илион священный. Афина после ее рождения проходила воспитание вместе с другиней Палладой, занимались воинскими упражнениями, однажды вступили в единоборство, Зевс, испугавшись за свою дочь, протянул эгиду - доспех из козьей шкуры, на нем голова Медузы горгоны. Когда над войском поднимается эгида, кровавая война становится сладостной. Паллада стала ее разглядывать. В это время она пала жертвой удары Афины. И Афина чрезвычайно огорчилась, сделала статую подруги, повесила на грудь эгиду, стала оказывать ей почитание.

Герой чаще сего- это злодей, родичеубийца и богоборец. Афина убила самого близкого человека и тем самым стала причастна судьбе героев. Поэтому она Паллада - это имя самого любимого ей человека.

Патрокл и Троя

Палладий отмечен божественной любовью и скорбью о потерянном друге. Палладий упал вместе с Атой. Святыня вместе с Роком. Нельзя силой взять то место, где стоит Палладий. Искушение гордыней. Сам Гомер говорит, что троянцы горделивые, Менелай говорит, что они вероломные и сверхсильные. Агамемнон называет их сверхмужами - гордые свыше человеческих сил. Одиссей выкрал Палладий из Трои, ему помогала Елена (по мифу, у Гомера нет этого). Палладий потерян, а Ата осталась. Причастность Ате нес на себе весь троянский народ, оскверняла помыслы троян, трояне воспринимали себя сверхчеловеками, были уверены в своем избранничестве. Лаомедон - отец Приама. Через помысел об избранничестве пришла погибель в Трою. Конь - символ героической славы. Если народ принимает помысел "вы этого достойны", то город будет неизбежно разрушен. Патрокл погиб от Аты, в одержимом состоянии. Вопреки запрещению Ахиллеса Патрокл устремился на штурм стены, трижды поднимался, Аполлон трижды ударом ладони сбрасывал на землю. Когда 4 раз он полез, Аполлон ужасным гласом воскликнул, но бесполезно, Патрокл не в себе. Тогда Аполлон ударил его в спину. Ата на душу нашла, отделились конечности как бы.

Патрокл так рвался в бой с троянами, что он велико безумствовал - сам в Ату вошел, она дает силу, он неистовствует. Скорость движения невозможная, боли человек не чувствовал. Он его принял и усилил своей волей. Ата закончилась Атой. Ата душой овладела. Исступление уже есть наказание.

Ахиллес глумился над телом поверженного врага - Гектора, протащил перед всем войском, Гомер осуждает такое поведение героя, это редкий случай, но так делать нельзя. Приам, отец, приехал за телом сына. Они увидели друг друга и примирились. Приам увидел очень красивого юношу, Ахиллес необычайно красивого старца. Происходит отречение от гнева. Пришел человек, отмеченный Атой, все изумляются и не знают, что с ним сделать. Либо принять его и очистить, либо выгнать. Кровь можно было смыть только кровью молодой свиньи - потому что древние знали, что анатомия молодой свиньи похожа на человеческую.

Первым, кто высказал мысль, что преступление и кара совпадают, был Гомер.

Елена и Парис

Сходство судьбы Елены и Париса в том, что им обоим злые беды боги назначили. Злую судьбу - "морон" - положил Зевс. Но различие существенное, потмоу что Парис отмечен Атой, о чем свидетельствует проницательная и очень мудрая у Гомера Елена.

Елена очень любит Париса, но все видит. У Гомера Елена не прекрасна, а скорее ужасна, похожа на бессмертную богиню, она леденящая. Она категорически осуждает себя. Говорит, что она "жуткая до дрожи, собака".

Елена - дочь Немезиды по одному из мифов, богини справедливого воздаяния. Говорит, что Парис обязательно поплатится за Ату. Рок Париса - Ата, а значит и рок Трои - Ата.

Парис: по предсказанию ребенок Гекубы должен был погубить родину, поэтому его нужно было бросить, не пролить кровь, но бросить. Его бросили, но выкормила медведица, раб потом воспитал, он выдавался мужеством и красотой, его прозвали Александром, как побеждающий, потом Парис. 2 имени - это очень плохо. Парис идет по предназначенному пути. Искусство двойного зрения - и вину человека, и судьбу видеть одновременно. На это настраивает нас Гомер, Эсхил, Софокл. Парис рожден на гибель Трои - рок, его судьба, и он очень виновен - ата. Видеть судьбу и вину одновременно - есть мудрость. Гектор знает отлично, что его убьют, и знают кто. Ахиллес тоже прекрасно знает - кстати, не в пяту, а в грудь стрелой Парис.

И они идут судьбе навстречу с безупречностью не бойца, а героя, они не бегут от судьбы. Человеку назначено идти свой путь, он может по нему идти, может пытаться его избежать.

Эсхила надо читать как богослова, а не как драматурга.

Где пало семя зла, созреет кара.

( по лекциям Максима Жука, Вадима Михайлина, Авдеенко).

драма, мифы, Книжный клуб, книги, лекции, древность, история, Древняя Греция, античность

Previous post Next post
Up