Apr 10, 2022 11:33
Интересно, оказывается протестантского миссионера Редстока пригласила в Россию мать Владимира Черткова- будущего «духовного душеприказчика» Толстого. А тетка Черткова, родная сестра его матери, была замужем за Пашковым, который основал в России движение евангельских христиан, которых называли пашковцами. Их выслали в 1884 году в Англию.
Сам Чертков до знакомства с Толстым в 1883 году находился под влиянием своей матери, страстной поклонницы Редстока. Основная идея Редстока была в буквальной вере в спасительную жертву Христа , кровью Которого искупаются все грехи (то есть - не нужно никаких дел, Христос нас всех спас, нужна только вера в Него).
Но сектантские настроения всегда были присущи Черткову. Толстой всячески избегал роли руководителя секты толстовцев, уклонялся от звания Учителя, а Чертков настаивал на этой его роли, одновременно неделикатно вторгаясь в его семейную жизнь и став едва ли не главной причиной бегства Толстого из Ясной Поляны в 1910 году.
Тем не менее идейным вдохновителем толстовцев был не Чертков, а Толстой. Чертков был организатором, как Пашков был организатором секты русских редстокистов. Как и Редсток, Толстой вроде бы не стремился к созданию секты, но как и любо проповедник, нуждался в круге единомышленников. Так в июне 1885 он писал Черткову: «Мне очень тяжело вот уж дней 6, но утешение одно - я чувствую, что это временное состояние, мне тяжело, но я не в отчаянии, я знаю, что найду потерянную нить, что Бог не оставил меня, что я не один. Но вот в такие минуты чувствуешь недостаток близких живых людей - той общины, той церкви, которые есть у пашковцев, у православных. Как бы мне теперь хорошо было передать мои затруднения на суд людей, верующих в ту же веру, и сделать то, что сказали бы мне они…»
В этих строках так и чувствуются стенания Алексея Александровича Каренина. Толстой тоже иногда хотел «передать свои затруднения» на суд близких, принимающих людей, образно говоря, «коллективной» Лидии Ивановны
Каренин,
Толстой,
Басинский,
книги