Дочитала книжку немецкого археолога, раскапывавшего Гебекли Тепе - самого древнего святилища, найденного на сегодня (ранний неолит, еще до изобретения керамики и до одомашнивания животных и земледелия - более 10 тысяч лет назад!!!).
Вот ссылка на книгу
http://files.eshkolot.ru/schmidt.pdf (
Собрав впечатляющее количество находок и поняв громадный потенциал исследования сооружений в Гёбекли Тепе, изучив наскальные изображения и строительные структуры вне телля, а также на территории самого холма, мы пришли к выводу, что место это, по- видимому, являлось выдающимся горным святилищем эпохи раннего неолита. В конце первой исследовательской кампании уже не оставалось никаких сомнений в том, что мы обнаружили культовый центр, над к торым работали люди целого региона в течение длительного времени и который, возможно, еще намного раньше посещался людьми для отправления культовых действий.
Определить приблизительный возраст строительного комплекса нам удалось довольно быстро с помощью археологических методов. На первом исследовавшемся участке в 1995 г. была собрана коллекция артефактов, а именно соответствующие наконечники стрел, которые позволили установить время функционирования памятника ранним докерамиче- ским неолитом - PP�А и PP�B. Переход между этими двумя периодами - древней докерамической фазой неолита и новой докерамической фазой неолита - произошел примерно в 8 800 г. до Р.Х. Мы думаем, что Сооружение А возникло в это время. Неоднократные радиоуглеродные анализы остатков растений показали дату около 8 900 г. до Р.Х.
Теперь повторим все, что мы знаем о скульптурах и горельефах, встреченных до настоящего момента в Гёбекли Тепе. Уже из первых исследований на поверхности стали известны многие предметы: «колонна со скульптурным изображением» из мастерской, представляющая льва или медведя, в любом случае крупного и опасного хищника; горельеф двух так называемых рептилий и голова хищного животного с оскаленными зубами. В следующие сезоны поступали новые поверхностные находки, например скульптура животного с подчеркнуто �-образно расположенными лапами, которая, по-видимому, изображает льва (рис. 68). Кроме того, из Сооружения А поступили фрагменты скульптур, показывающие тело животного, очевидно, льва с четко видимыми ребрами и голову кабана. Из Сооружения С известны кабан и голова кабана, другая голова оскалившегося хищного животного, а также горельеф полностью сохранившегося зверя, похожего на волка, и, наконец, U-образный камень с сохранившимся скульптурным изображением хищного животного.
Набор скульптур Гёбекли Тепе, несмотря на относительно плохое со- стояние и почти всегда имеющуюся фрагментарность, можно, тем не менее, уже достаточно четко прокомментировать. Преобладают животные в агрессивной позе. Большинство скульптур, без сомнения, следует от- нести к категории «опасное явление». Они были установлены с апотропейной целью - отвратить беду, точнее, отпугнуть. Как Цербер из античной мифологии охранял вход в подземный мир, так, очевидно, и оскалившиеся хищные животные Гёбекли Тепе что-то охраняют. Помогают им в этом деле многочисленные змеи, ползущие по столбам почти всегда вниз - навстречу наблюдателю. Только на столбе 2 одна из змей показана устремленной вверх, но не менее четырех других ползут ей навстречу.
Если определять апотропейное назначение комплекса, то сразу возникает вопрос, что, собственно, в Гёбекли Тепе охраняли. Некоторые скульптуры показывают людей или животных, держащих человеческие головы. Этот мотив сильно не удивляет, т. к. мы знаем о распространении в докерамическом неолите культа черепов и обычая восстанавливать черепа. Данные находки Гёбекли Тепе еще раз указывают на то, что здесь на первом месте стояли представления, связанные со смертью. Размеры обнаруженных скульптурных изображений человеческих голов варьируются от немного бóльших натуральной величины до маленьких. Как можно реконструировать антропоморфные фигуры, к которым они относились, мы увидим, если изучим полностью сохранив- шуюся статую из Урфы (рис. 93). Многие фрагменты, которые, очевидно, принадлежат скульптурам, представлявшим образ мужчины в виде протом, изображают возбужденные половые члены. В одном случае мы обнаружили двуликую фигуру, она напоминает римского бога Януса, имевшего лица, направленные вперед и назад.
Интересное наблюдение вытекает из сравнения со скульптурами Невали Чори. Мотив «птица и человеческая голова» представлен там дважды, однако в Невали Чори отсутствуют агрессивные хищные жи- вотные, по крайней мере, среди крупных изображений. Единственный представитель этого вида - миниатюрная голова волка или льва, сделанная из известняка, которая, несомненно, повторяет мотив больших голов хищников Гёбекли Тепе. Правда, ввиду относительно небольшого количества крупных скульптур из Невали Чори не нужно переоценивать значимость этих наблюдений. Отсутствие крупных апотропейных животных указывает на то, что Невали Чори отводилась совершенно иная функция, чем Гёбекли Тепе: один был пространством живых, другой предназначался для мертвых.