Удивительно, что «Записки из подполья» , практически не замеченные после выхода в свет, стали невероятно важными и популярными в конце 19 века-начале 20 (предтеча экзистенциализма и всех идей Ницше). Это все-таки больше философское произведение: Достоевский спорит в нем с позитивистами и в том числе с идеями утопистов типа Чернышевского . «Поразительна осведомлённость героя «Записок» о самых последних научных и философских идеях 1830-50-х годов: Достоевский откликается на теории французских и британских утопистов (Анри Сен-Симона , Этьена Кабе , Пьера Леру , Фелисите Робера де Ламенне , Шарля Фурье , Роберта Оуэна ), «позитивную» социологию Огюста Конта, концепцию цивилизации Генри Бокля , индивидуалистическую философию Макса Штирнера , эволюционизм Чарльза Дарвина».
Но непосредственным импульсом стала статья физиолога Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга». Вообще можно сказать, что Достоевский тут все достижения современной нейробиологии предсказал.
« «- Ха-ха-ха! да ведь хотенья-то, в сущности, если хотите, и нет! - прерываете вы с хохотом.- Наука даже о сю пору до того успела разанатомировать человека, что уж и теперь нам известно, что хотенье и так называемая свободная воля есть не что иное, как…»
Легко предположить, что герой Достоевского на месте многоточия имеет в виду именно «рефлексы головного мозга» - самое яркое и скандальное открытие отечественной физиологии 1860-х годов».
« Повестью Достоевского вдохновлялись многие европейские философы и писатели от Ницше и Кафки до Камю и Сартра. Абсолютная свобода воли, проповедуемая главным героем, становится отправной точкой для размышлений французских экзистенциалистов. Подобно подпольному человеку, персонажи «Тошноты» Жан-Поля Сартра (1938) и «Постороннего» Альбера Камю (1942) Антуан Рокантен и Мерсо несут бремя одиночества, неприкаянности, пустоты и индивидуализма, мира без Бога. Они пытаются найти оправдание своему существованию и бунтуют (хотя и по-разному) против наличного порядка вещей. Личное сознание, индивидуальное переживание жизни для экзистенциализма важнее больших философских систем и догматических религий».
(из этой статьи
https://polka.academy/articles/535?block=2023&fbclid=IwAR37lHCjFcRdRbEw1TU0cjmY-XuQ6GkF3e56mP4cBg-aeHj4N69cp98RoAI