садизм и агрессия

Sep 13, 2020 17:13

Самое четкое объяснение разницы садизма и агрессии дал Фредерик Перлз в своей книге "Эго, голод и агрессия". Агрессор хочет уничтожить объект, чтобы избавиться от него (убить или напугать и обратить в бегство), обычно для того, чтобы защитить себя от возможных неприятностей, связанных с этим объектом. Агрессором движет отвращение к объекту, страх, гнев и ненависть. Совсем другое дело садист. Он не просто не хочет избавляться от объекта, он хочет присвоить себе его, слиться с ним, сделать объект своей частью.

Вы видите, что садизм намного больше похож на любовь, чем на ненависть. От настоящей любви его отличает лишь одно, садист игнорирует или даже хочет разрушить целостность объекта, чтобы присвоить себе его по-настоящему. Он хочет лишить объект собственной суверенной структуры и сделать его своим. Поэтому садизм и обладает разрушительной силой, но посыл у садизма - противоположен агрессии. Не избавиться, а наоборот - иметь, присвоить. Это скорее страсть, чем отвращение. То есть это совсем не отвращение, а нечто принципиально иное. Любовь без уважения - вот что такое садизм.

Отсюда уже понятно, что если запас агрессии у мужчин намного больше, чем у женщин (мужская гендерная функция - защита, война, борьба), запас садизма у обоих полов одинаков. Женщины иногда имеют даже больший запас садизма, поскольку любовь к детям с большим трудом находит место уважению, отделить от себя ребенка сложно, признать его суверенные границы сложно и страшно, это требует большой собственной независимости, а значит опор, которых многим женщинам не хватает. Именно поэтому женщины так часто ведут себя садистично по отношению к собственным детям, и совершенно не знают об этом, не имеют в виду ничего плохого. Но садизм ведь и не имеет в виду ничего плохого, как написано выше. Он имеет в виду лишь слияние и присвоение, единение, то есть нечто условно "хорошее" - специфическую любовь (без уважения).
Самый типичный женский садизм отражен во всех почти мелодрамах. Это - страдания, которые должен претерпеть мужчина, чтобы зрительницы и читательницы прониклись и поверили в его любовь, вместе с героиней. В идеале он не должен быть тряпкой, должен иметь целостную структуру личности, самоуважение и силу, а потом эта структура должна постепенно начать разрушаться под воздействием страсти к девушке. До конца разрушаться не надо, но он должен много уступить, многим пожертвовать, много мук пережить, много скупых мужских слез пролить, и тогда его любовь выглядит сильной и убедительной. Это классический сюжет и разглядеть в нем садизм многим сложно. Однако, он есть и часто немалый.
В общем-то, доля садизма обязательно есть в любой страстной любви. Везде, где есть тяга к слиянию и удовольствие от страданий отделяющегося объекта любви ("он так любит меня, что страдает в разлуке безумно!" "он так обожает меня, что измучился от ревности!"), есть и садизм. Страдания не нравятся сами по себе, а нравятся лишь как доказательство страсти и влечения, но сущность садизма именно в этом. Это не агрессия, не желание причинить зло объекту, это желание его присвоить, подчинить, сделать своим, чтобы любить и распоряжаться как своей частью, не испытывая тревоги от возможной потери.
Если типичный женский садизм - кайф (и даже возбуждение) от страданий сильного (!) мужчины, которые доказывают его преданность и любовь, типичный мужской садизм иной. Мужчины, в основном, не любят, когда женщины страдают из-за них, во всяком случае любят намного меньше, чем женщины. Мужчине неловко, что он стал источником страданий женщины. Если он и рад этому, то лишь когда хочет отомстить, наказать, а это уже не садизм отнюдь, а агрессия (защита). Садизм у мужчин проявляется, в основном, как удовольствие от тотального контроля.
А мужчина не хочет влиять на женщину через ее страдания (табу "девочек обижать нельзя"), он хочет влиять через свой для нее авторитет. И здесь тоже, как женщине не нужен слабый, а нужен сильный, который подчиняется только ей и только из-за страсти (не из-за ее авторитета!) так мужчине не нужна всем послушная женщина, доступная для приказов других мужчин, ни в коем случае. Она должна быть гордой и неприступной, возможно даже независимой, а вот ему должна захотеть подчиняться, поскольку увидела в нем настоящего мужчину и признала его над собой (захотела с ним слияния). Такой сюжет возбуждает большинство мужчин. Не тряпка, а сильная женщина, но полностью в его власти из-за своей к нему любви.
Мужчины обычно не скрывают свою тягу к доминированию, а вот женщины скрывают (и от себя часто) свою кровожданость, то есть тягу наблюдать мужские страдания (как доказательство любви). Из-за того, что женщины скрывают, для них и самих неожиданно, почему они вдруг ни с того ни сего начинают с мужчиной прощаться навсегда или вызывают ревность или просто обижают и задевают мужчину, стараясь вывести его из равновесия. Им хочется почувствовать, что мужчина эмоционально реагирует, дергается, бесится, ревнует, но все-таки не уходит, а наоборот стремится ухватиться посильнее. Немалая часть выносов мозга на пустом месте имеет эту причину. Женщине хочется эмоций, у нее любовный голод, она пытается вытрясти эмоции из мужчины, увидеть, что он ее любит, хочет, страдает, но дорожит.

МиЖ, агрессия, люди, эволюция, отношения, психология

Previous post Next post
Up