Jun 10, 2020 18:35
Заметный вклад в понимание психологической природы индивидуальной социальной активности / пассивности личности с нарушением слуха вносит теория компенсации А. А. Адлера.
А. Адлер выделил три базовых качества личности: чувство общности с группой, стремление к соревновательному превосходству, переживание дефекта. На основании различных сочетаний базовых качеств лица с отклонениями в развитии (в нашем случае - с дефектом слуха) ученый выделил четыре вида компенсации: полную, неполную, сверхкомпенсацию, мнимую. Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект слуха осознается как своя индивидульность; стремление к превосходству выражено в прагматическом виде - стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Он не стремится к превосходству, его достижение - быть не хуже большинства. Глухой овладевает вербальными средствами коммуникации, чтобы включиться в разнообразную и социально полезную деятельность. Одновременно такой глухой гармонично идентифицирует себя с сурдостатусом, интегрируется в соответствии и адекватно ситуации либо в общество слышащих, либо в субкультуру глухих.
Неполная компенсация происходит чаще всего в случае неразвитого (невоспитанного) чувства общности ни с сурдокультурой, ни со слышащим большинством, а осознание дефекта слуха приобретает характер комплекса
неполноценности; стиль жизни отличается депрессивными тенденциями, коммуникативной тревожностью, напряженностью, неуверенностью в себе, несмотря на то, что при этом глухой человек имеет профессию, обеспечивая самостоятельно свою жизнедеятельность, ведет нормативный образ жизни. Примерно так описывают глухого, неполно скомпенсированного в этой жизни, неслышащие ученые-исследователи В.З. Базоев и В.А. Паленный: «Глухой одинок в толпе, он находится за барьером тишины и наблюдает за окружающим, как сквозь стекло... Со слышащими... меня часто охватывает страх: а вдруг тебя не поймут... Знакомиться с новыми людьми не могу, испытываю комплекс, теряюсь при вопросе: а почему говоришь с акцентом?»
Сверхкомпенсация: этот тип компенсации избирает глухой с развитым чувством общности и выраженным стремлением к превосходству, к высоким планкам, не уступающим планкам успеха слышащего большинства; несмотря на дефект слуха, он желает самореализоваться и находит выход в творческой деятельности. История знает немало неслышащих людей, избравших данный стиль жизни. Это композитор Л. Бетховен, художник Ф. Гойя, скульптор В.И. Мухина, актер А. А. Остужев, ученый К.Э. Циолковский, астроном Дж. Гудрайк, кандидат педагогических наук И. Цукерман, доктор исторических наук М.Диманис, кандидат технических наук Д. Сметанин, кандидат педагогических наук В.З. Базоев и др.
В своем знаменитом свидетельстве К.Э. Циолковский раскрыл психологическое содержание явления сверхкомпенсации: «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться навеянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ» [Цит. по: Жизнь глухих. - 1967. - No1. - С.11.].
Мнимая компенсация. Это бегство в болезнь, которое воплощено в двух формах. Первая - особая ипохондрическая реакция типа аноми (смирение перед особо тяжелой болезнью, глубоким дефектом; потеря перспективы; отгороженность или равнодушие). Вторая форма мнимой компенсации -стремление и умение найти социальную выгоду от дефекта. Психологической базой мнимой компенсации является неразвитое чувство общности с миром, эгоизм; острое или сосредоточенное переживание дефекта в сочетании с отсутствием стремления к успеху и/или к превосходству. Примером могут служить взрослые неработающие глухие, живущие на пенсию или в семье, на иждивении родителей, родственников.
Л.С. Выготский считал возможным опереться на теорию компенсации А.А. Адлера при организации компенсирующе направленного коррекционного процесса, поскольку идея компенсации, по его мнению, ценна тем, что «оценивает страдание не само по себе, а его преодоление, не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы».
учеба,
глухие,
психология