про античный инфантицид

Jan 08, 2020 15:43

интересная тема по поводу детоубийства в античности. Археологи нередко находят захоронения новорождённых младенцев: сотни тел. То есть получается, что такая практика была широко распространённой. Младенец не считался одушевлённым (до 6 месяцев, кажется), его жизнью распоряжался глава семейства (либо мать ребёнка, если отец не желал участвовать в его судьбе). Чаще избавлялись от лишних девочек: семья с двумя взрослыми дочерьми в древнем Риме - редкость.
«Подкидывание, или «оставление детей» (expositio infantum), - законное право отца, закрепленное Законами XII таблиц (середины V века до н. э.). Об этом упоминают Цице­рон в сочинениях «О зако­нах» и «Дионисий Галикарнасский», приводя условие, данное Ромулом: «…редварительно покажут его пяти ближайшим соседям, и все они одобрят».
Младенца оставляли в определенных местах: в храме или на улице - нашедший его мог забрать себе. Его гибель не считалась убийством. Часто такие дети незаконно обращались в рабов и использовались в проституции (хорошая статья https://knife.media/infanticide/)
И странно, что не пыталось государство регулировать такую практику. Не организовывало приютов для таких подкидышей. Это же разбазаривание такого ценного ресурса! Будущие солдаты и матери солдат просто в канализацию.. Почему интересно? Слишком затратно воспитывать детей до совершеннолетия?
вот ещё отрывок: «Супруга Германика Агриппина Старшая родила 6.11 еще одну девочку, при помощи акушерки и трех ее обычных помощниц, на приготовленном заранее родовом стуле. Агриппина, восьмой ребенок Агриппины Старшей, как и предпoлaгалось, исходя из положения ее семьи, была признана своим отцом его дочерью и поэтому получила право остаться в живых. Глава семейства, самый старший мужчина в роду, - в данном случае Тиберий, - или заместитель в его отсутствие (Германик) могли в своей безграничной власти над остальными членами семьи распоряжаться жизнью ребенка. Смерть или подкидывание детей, особенно девочек, были обычным делом в Риме в низших и средних слоях общества. Хотя в первом и втором столетии были предприняты попытки платить родителям за то, чтобы они оставляли своих детей в живых, с целью укрепитьь население Рима, которое уменьшалось, убийство детей как в Риме, так и в Греции, не считалась ни официальным законодательством, ни общественным мнением чем-то ненормальным вплоть до четвертого века. Древние авторы, как, например, философ Аристипп (ум. в 360 г. до н.э.) еще открыто соглашались с убийством детей и считали, что "человек может делать с ребенком все, что пожелает, т.к. "не выбрасываем ли мы так же свою слюну, своих вшей и прочие ненужные вещи, даже если они произведены нами самими" (В. Губалке, "Акушерки в течении веков"). Подкидывать слабых детей и детей с физическими недостатками считалось во времена Агриппины Младшей обязательным. Ее современник, Сенека, писал об убийствах детей так: "Мы убиваем бешеных собак, мы забиваем дикого непривязанного быка, больную скотину, чтобы она не заразила остальной скот, мы режем, плоды ненужных родов мы изгоняем из этого мира, так же и детей, если они слабы или неполноценны, мы топим. Это не гнев, но благоразумие - отделять ненужное от здорового". Действующие в Риме законы Двенадцати таблиц даже требовали убийства каждого ребенка, отклоняющегося от нормы, т.к.он мог навлечь несчастье на всю общину. После их устранения обязательно проходил обряд публичного искупления. Убийство или подкидывание детей было легитимным средством планирования семьи, в случае, если отказывали применявшиеся методы контрацепции.
Источник: https://m.babyblog.ru/user/mutabor/2872956 © BabyBlog.ru

Древний Рим, история, дети, античность

Previous post Next post
Up