Второй раз была на этом спектакле - так он мне понравился. Автор пьесы - основатель театра Ольга Михайлова, писала ее по заказу Пензенского театра (потому и адвокат из Пензы). Режиссер - Владимир Мирзоев.
На мое удивление, многое изменили. Во-первых, неожиданно изменили конец (!). Сделали его в стиле "Воскресения" Толстого.
Во-вторых, Толстой почему-то к Марье приставать начал (?). В-третьих, изменили положение персонажей. В первый раз они все выходили и говорили по очереди. Сегодня было очень много совместных сцен.
Но все равно - спектакль по-прежнему очень сильный: я даже прослезилась в середине.
Удивительно, что хотя Столыпин и Толстой говорят совершенно противоположные вещи, невозможно не признать правоту каждого из них. И что все вопросы, которые они обсуждают, которые краеугольными камнями становятся между ними, до сих пор актуальны!
Вот моя запись: "И главная героиня, на мой взгляд- простая крестьянка Марья Крюкова (ее играет Ирина Вилкова - талантливо и проникновенно). Через ее судьбу ,страшную в своей простоте и настолько наглядную, мы видим, как на самом деле живет народ-богоносец. Где каждый человек - мученик, настолько несправедливой, уродливой в своей неприглядности и полной мучений является его каждодневная жизнь. Вот она- крестьянская судьба. Как иначе от неё избавиться? Много-много лет терпит Марья мучения: ради любимых, ради родителей, потом сына, но потом.. и кто ее может осудить?
А все высокоумные разговоры и графа Льва Николаевича, и премьер-министра Пётра Аркадьевича.. все это, конечно, хорошо и интересно, но делать-то что? Чтобы спасти простого человека. Обычную крестьянку Марью. Кроме разговоров, чем вы можете помочь, уважаемые высокоинтеллектуальные представители российской элиты?"
https://mashutka-alfi.livejournal.com/2120042.html А вот про реальных Столыпина и Толстого: "Трагедия Петра Аркадьевича заключалась не только в том, что пуля террориста преждевременно прервала его жизнь, но и в том, что образованное общество не поддерживало его реформы и не сочувствовало его начинаниям. Председателю Совета министров отвечали кукишем в кармане на страницах дорогого респектабельного символистского литературно-художественного журнала «Золотое руно», эпиграммами и карикатурами - в еженедельном оппозиционном юмористическом журнале «Сатирикон». И дело было даже не в пресловутых столыпинских галстуках. Крупнейший государственный деятель был трагически одинок: и очень умные люди не понимали всё величие его замыслов.
Толстой опасался неконтролируемых издержек вмешательства петербургского реформатора в вековой жизненный уклад. Поэтому он был безапелляциошгым антагонистом как самого Столыпина, так и его аграрной реформы, предполагавшей насильственное разрушение общины, свободный выход из нее крестьянина и насаждение личной крестьянской земельной собственности. «Возмущает меня это коверканье жизни крестьян. Такая дрянь - Васильчиков и эти Столыпины. Крестьяне, которые лучше, умнее, полезнее их... Как “смеют на себя брать, решать эти ерники петербургские то, что крестьяне лучше их понимают? Какая дерзость - ломать крестьянскую общину!»
https://mashutka-alfi.livejournal.com/1636062.html