Когда моему папе было лет 14-15 (около 1953 г), он с другом полез на чердак одного из питерских домов. Там они нашли целую кучу книг Троцкого, Бухарина и Кропоткина. Отец принёс их домой, начал читать: ему было очень любопытно, что там написали такого, за что их осудили. Когда его отец вернулся домой и увидел, что сын читает... Папа говорит, никогда не видел у него такого ужаса в глазах. Глубинного ужаса. Он не успокоился, пока все книги не сожгли в печке полностью. Но это было уже после войны, а в войну мой дедушка пережил блокаду.
Мой дед получил медаль «За оборону Ленинграда». В блокаду он трудился начальником узла связи, получал довольствие как обычный служащий - крохотное (в отличие от брата- тот работал кузнецом на заводе, довольствие было повышенное). Мой дед выжил благодаря найденным в подвале остаткам угля: было чем топить. Ели.. что только не ели. Отдирали обои, соскребали с них клейстер.
После у моего деда был совершенно убитый желудок. Всю оставшуюся жизнь (он прожил ещё 24 года после войны) он соблюдал строжайшую диету.