Mar 30, 2018 13:27
«К пьянству отношение снисходительное. Осуждаются только те, кто за водку закладывает домашний скот или одежду. В престольный праздник, Успение, пьянство начинается сразу же после обедни и продолжается 2 - 3 дня. Крестьяне небольшими группами ходят друг к другу и везде выпивают водку. Часто в нее для крепости подмешивают нюхательный табак. Многие пьют до тех пор, пока не свалятся».
Начало 1860-х гг., по свидетельству современников, было отмечено резким всплеском сельского пьянства. Оценивая отмену крепостного права, историки в основном акцентировали внимание на благоприятных факторах этого события для развития крестьянства. Действительно, после отмены крепостного состояния и общего смягчения политического режима, у сельских обывателей стало больше свободы.И эта свобода употреблялась не только во благо. Утрата социального контроля со стороны помещика
вела к росту девиантного поведения вчерашних крепостных крестьян. В деревне увеличилось употребление спиртного. Резко пошла вверх кривая деревенской преступности, прежде всего за счет имущественных преступлений и преступлений против личности.
К сожалению, спаивание русской деревни было выгодно власти :((
С отменой откупной системы подешевела водка. В пореформенный период потребление алкоголя в стране возросло. Для власти средства, полученные от реализации спиртного, выступали надежным источником пополнения доходной части бюджета. С ведением винной монополии в стране (1894 г.) «пьяные деньги» приносили до трети поступлений в государственный бюджет страны. По свидетельству современников, питейные заведения в городах работали с раннего утра до позднего вечера, а в выходной открывались по окончанию обедни.В 1880 - 90-е гг. алкогольная волна буквально захлестнула русскую деревню.
К началу ХХ в. увеличилось душевое потребление алкоголя, а следовательно, и величина
денежных средств, расходуемых населением на приобретение спиртных напитков. В Курской губернии при населении около 2 млн. человек в 1900 г. было выпито вина на 10 млн. р. По данным профессора И.Х. Озерова, в 1913 г. на алкоголь в среднем на душу по стране тратилось 6,83 р., что составляло 10,8 % душевого дохода.
И вместе с тем: в деревне пили гораздо меньше, чем в городе.
Душевое потребление хлебного вина (водки) в начале ХХ в. составляло в деревне - 1,2 ведра, а в городе на каждого взрослого мужчину в год приходилось около 4 ведер сорокоградусной. Доля лиц среди крестьян, имевших пагубное пристрастие к вину, была незначительной.Большой знаток сельского быта, Н.М. Астырев в работе «В волостных писарях» (1898 г.) писал: «Пьяниц в крестьянском миру очень мало, один два на сотню, наоборот, 8 - 10 на сотню найдется совсем не пьющих».
То есть пили немного, в основном, по праздникам.
Уникальным явлением отечественной истории стало трезвенное движение начала ХХ в. Не по принуждению сверху, а напротив, вопреки, сопротивлению власти, тысячи сельских обществ по добровольному почину отказывались от употребления спиртного. Мужики, как в то время говорили, давали зарок не пить. Свою поддержку народной инициативы выказала Русская Православная Церковь. В материалах Тамбовской духовной консистории сохранились десятки конспектов проповедей приходских священников, в большинстве которых сельские батюшки неустанно бичевали грех винопития. На страницах епархиального журнала регулярно появлялись статьи, содержание которых должно было помочь сельским священникам в их проповеднической деятельности, направленной на искоренение этого порока. Священнослужители оказывали активную помощь в создании добровольных обществ трезвости. К 1914 г. в приходах Курской губернии действовало 112 обществ трезвости (из них городских только 15).
Среди причин сельского пьянства следует выделить, наряду с другими, и психологический фактор.Еще земская статистика заметила, что пик потребления алкоголя в русской деревне приходился на окончание сельскохозяйственных работ, на это период приходилось и наибольшее количество сельских свадеб. По всей видимости, выпивка для крестьян являлась единственно доступным удовольствием, дававшим возможность на время забыть обычную тяготу и неприглядность жизни. «Ведь как мы работаем! - Ну, тоже и праздновать хочется. А как нам праздновать? В городе у вас киатры (т.е. театры) разные, музыка, катанья да гулянья, - а у нас какое веселье? Выпьешь бутылочку, зашумело в голове - вот и весело, вот и все наше мужицкое веселье!!!»
алкоголь,
деревня,
Россия,
история,
крестьяне,
люди