Еще очень интересная тема в истории- влияние характера, темперамента, склада конкретной личности на ход исторических событий. Естественно, чем крупнее и влиятельнее личность, тем больше будут отражаться ее особенности. Это, конечно, противоречит идее Льва Толстого о том, что роль личности в истории ничтожна: "не было бы Кутузова, был бы другой полководец", например. Но я думаю, что обе теории соответствуют действительности: в одних обстоятельствах больше проявляется одна идея, а в других - вторая.
Вот, например, никогда бы не подумала, что поручик Бонапарт, будущий император Франции, подавал в 1789 году русскому генералу Заборовскому прошение о принятии его на царскую службу. Представляете, как бы повернулась история, если бы его приняли?) Но ему было отказано из-за претензии Бонапарта на майорский чин (интересно, что Заборовский потом не мог себе простить этого отказа).
Но окончательно укрепился в своем настойчивом недоброжелательстве к России Наполеон, когда ему отказали в женитьбе на сестрах Александра. Сначала ему понравилась великая княжна Екатерина Павловна, но мамашка быстренько выдала ее за герцога Ольденбургского.
Хорошенькая Катя была, правда? :)" Александр был не прочь согласиться на этот брак, но встретил такую сильную оппозицию со стороны императрицы Марии Федоровны и самой молодой великой княжны, что должен был уступить. Они обе были женщины с характером…Наполеону пришлось в первый раз со времени своего возвышения получить отказ. Это была для него первая измена фортуны" (из воспоминаний графини Шаузель-Гуфье). В "Записках другой современницы, М.С. Мухановой сказано о том, что Екатерина Павловна заявила ему:"Я скорее выйду замуж за последнего русского истопника, чем за этого корсиканца".
Тогда Наполеон посватался официально к ее младшей сестре Анне.
Великой Княжне шел всего 15-й год, когда Наполеон, решившись развестись с императрицею Жозефиною, поручил своему послу при русском Дворе Коленкуру, просить руки Анны Павловны (по донесению французского посла, «была высока ростом для своего возраста и более развита, чем обыкновенно бывает в этой стране, так как, по словам лиц, посещавших двор ее матери, она вполне сформирована физически. Рост ее, стан, все указывает на это. У нее прекрасные глаза, нежное выражение лица, любезная и приятная наружность, и хотя она не красавица, но взор ее полон доброты. Нрав ее тих и, как говорят, очень скромен. Доброте ее дают предпочтение перед умом. Она же умеет держать себя, как подобает принцессе, и обладает тактом и уверенностью, необходимыми при дворе»), но встретил упорное противодействие со стороны императрицы Марии Федоровны, смотревшей на Наполеона как на выскочку и исчадие революции. Наполеон после долгого ожидания получил ответ, равнявшийся отказу, а именно, что ввиду нежной молодости великой княжны брак возможен для нее не ранее как через 2 года.
Понятно, что оскорбленное самолюбие поручика-императора не было единственной причиной его вражды к России, но нельзя не учитывать эти факты при данных темперамента и характера героя.
В кампанию 1812 года Наполеон проявил столько стремительности и противоречий, составил столько порывистых, непрактичных планов, что одним желанием отомстить за несоблюдение каких-то условий трактата нельзя объяснить всего этого - очевидно, в дело замешалось смертельно ущемленное самолюбие.
И что интересно: ведь Наполеон вел себя в России совсем непохоже на себя самого! Как правильно пишет Верещагин: "всесветно признанный ум и военный гений, наперекор указаниям своей опытности и опытности всех ближайших помощников, не может, несмотря на многократно выраженное намерение, остановиться, а фатально идет все вперед и вперед, идет в самую глубь вражеской страны на сознаваемую всеми окружающими его гибель! Постоянно памятуя и поминая пример Карла XII и высказывая решение никак не повторять его ошибки, делает именно эту же ошибку! Видя, что чудная армия его гибнет, тает как лед, чувствуя себя поглощенным громадностью пройденного (но не завоеванного) пространства, обманутым тактикою неприятеля, превзойденным его твердостью -- все-таки идет вперед, буквально устилая путь трупами!
В Москве он просто потерял голову. Наполеон так ждал депутации бояр, "ключей от старого Кремля", заготовил кучу речей и милостей для москвичей. А его встретила пустота. Очевидец вспоминает: "Он был приведен в чрезвычайное изумление, некоторый род забвения самого себя. Он оглядывается в разные стороны, оправляется, останавливается, вздрагивает, цепенеет, щиплет себя за нос, снимает с руки перчатку и опять надевает, выдергивает из кармана платок, мнет его в руках, и как бы ошибкою, кладет в другой карман, потом снова вынимает и снова кладет; далее сдернув с руки перчатку, торопливо надевает ее и повторяет то же несколько раз...
это продолжалось битый час, и во все это время окружавшие его генералы стояли за ним неподвижно, как исстуканы, не смея пошевельнуться..."
По книге Василия Верещагина "1812. Наполеон в России".