Пользуясь терминологией старших и опытных учителей, попробую повысить «чистоту понимания» в вопросе манипуляции.
Я проследила, кто, когда и каким образом возвёл актёров в кумиры в нашей стране. Почему к говорящим головам стали всерьёз прислушиваться и выученные тексты воспринимать за истинную монету.
Но я писала о знаменитой книге Кристофера Бакли «здесь курят», вышедшей в 1994 году, где три «торговца смертью» (так эти гуру в продаже алкоголя, табака и оружия сами себя именовали), делятся между собой секретами продвижения своих товаров. Используют шоу Опры Уинфри, красивых актрис в Голливудском кино, благотворительные подачки с невероятным пиар-сопровождением и прочие методы для увеличения продаж.
https://vk.com/wall251129437_1286 Но те методы - это ещё цветочки! С появлением и распространением соцсетей, искусственного интеллекта, анализа больших данных и продажи наших профилей рекламным гигантам - всё стало значительно серьёзнее и сложнее. Информационная война превратилась в когнитивную. Теперь инфопоток не просто манипулирует вашими мыслями, а прямо-таки формирует вашу среду, подстраиваясь под конкретного пользователя и даже его менструальный цикл с разным настроением в течение месяца.
И теперь ты важен не только как покупатель, потребитель, теперь ты важен как «биодрон»:
- вспомните запрещенные сообщества «Синий кит» и самоубийства подростков;
- диверсии в школах или других местах - подростки, устраивающие «колумбайны»;
- передача денег по звонку от мошенников «ваш ребёнок попал в аварию»;
- развод «от сотрудников банка» на непонятные кредиты, продажи квартиры в пользу третьих лиц;
И т.д.
А теперь, собственно, о сути.
Самая простая «биодронная» манипуляция уже стала нормой.
Есть в управлении людьми очень говорящий термин, называется «морковка».
Морковка - это то, за чем с удовольствием пойдет ослик.
Именно такой терминологией пользуются западные управленцы, термин из базового управленческого сборника «people management» знаменитой американской компании «Mars», чьи шоколадки и корма для животных вы наверняка и сейчас употребляете, несмотря на санкции и якобы уход с рынка.
Границы норм всегда стирают постепенно, всё преподносится как действие «в ваших интересах», как открытие для вас новых возможностей - морковку, которую ослик непременно захочет заглотить. Морковка должна быть действительно вкусной, чтобы ослик поделился с другими и в очередь за морковками выстроилось как можно больше осликов.
Самая простая манипуляция - это кредит.
Народные артисты Хабенский, Безруков, Гармаш, Машков - те самые герои военных фильмов одной рукой играют героев, а другой рукой в перерыве между сценами с героями - пихают нам кредиты.
Этих актёров с дорогими контрактами, подбирают совершенно осознанно. Этим «актёрам» люди должны верить по-настоящему. Эти актёры должны увеличивать очереди осликов в ряд за кредитными морковками.
Но подспудно решается ещё и другая задача - нивелирование образа героев. Только что он страдал на поле боя и тут же это страдание прерывается рекламным роликом, в котором довольный актёр в дорогом костюме хитро вам улыбается и обещает «купить жене новые сапоги» - мы смеялись в 90ые над Лёней Голубковым, а теперь наши дети совершенно серьёзно берут кредиты на айфоны и попробуй им объясни, что они просто ослики в очереди за морковкой - обидятся.
Тонкая когнитивная игра, умеют наши противники в это.
М.П.