Из истории российской авиации

Mar 11, 2016 10:51

В Российской Государственной Библиотеке для Молодёжи прошла встреча с ветераном космонавтики Виктором Ивановичем Сидоренко. Виктор Иванович проработал 51 год в НПО «Молния», из которых тринадцать лет разрабатывал «Буран» - многоразовый транспортный космический корабль, единственный полёт и точное приземление которого занесены в книгу рекордов Гиннеса. Работал в команде ГИРД (Группа Изучения Реактивного Двигателя, сами сотрудники называли себя Группа Инженеров Работающих Даром). C 2010 года Виктор Иванович преподаёт в школах, для чего за свой счет издал пособие «введение в авиационную, ракетную и космическую технику».

В.И.: Когда я пришел в НПО «Молния» в процессе работы молодых учили, передавали бесценный опыт, была преемственность поколений. А потом прекратилось финансирование от государства, первыми начали убегать молодые, остались одни старики и опыт передавать стало просто некому. Молодежь знает, что на этих фирмах нищета, что там малые зарплаты, что там нет работы, что фирмы могут обанкротить, идут туда, где больше зарплаты, где есть хорошие соц. пакеты, поэтому трудно. Тем более, к тому же у нас нет никакой государственной пропаганды. Откровенно говоря, и пропагандировать нечего, за последние двадцать пять лет у нас достижений почти никаких, а самое главное, те передачи, которые идут по телевидению, идут в час-два ночи. А по National Geographic идут в нормальное время, но там американские передачи. Когда я ребят спрашиваю, кто изобрёл первый самолёт - сконструировал, построил и взлетел на нем. Все дружно говорят братья Райт. Я говорю, позвольте! За двадцать лет до братьев Райт взлетел русский самолёт, построенный Можайским - не знают! Потому что нет у нас пропаганды своей техники. И это меня сподвигло, в 2010-м году начать читать в школах уроки для школьников и написать для них учебное пособие для интересующихся техникой учеников 10-ых классов «введение в авиационную, ракетную и космическую технику». Это я на новенького когда писал книгу - я думал, что буду привлекать старшеклассников, а нет, они не идут, они на тебя смотрят так покровительственно и так, ладно, ладно, говори, это интересно всё, конечно, но мы пойдем в банк, мы пойдем в совместное предприятие, там где лучше платят, - трудно. Поэтому я сейчас в основном стараюсь, я их называю «малышки» - 5-6-7 класс, это искренний интерес, не замыленный социальными условиями, вот эти интересуются по-настоящему, могут и после урока остаться и замучить вопросами.

Виктор Иванович рассказал несколько легенд из истории развития авиации - при раскопках в Латинской Америке найдены игрушки древних инков, они были сделаны по всем законом аэродинамики. В древней Греции существуют легенда об Икаре и Дедале, российские летописи рассказывают о рязанском мужике, который построил крыло и смог спланировать с колокольни и за это церковниками 15 века был посажен на бочку с порохом и взорван.

В.И.: В 1883 году морской офицер, талантливый инженер, Александр Федорович Можайский, спроектировал и построил, помогла царская казна, построил первый в мире самолёт. Этот самолет, удивительно, был моноплан, если забегать вперед и говорить про братьев Райт, у них был биплан, а потом только к моноплану пришли авиаторы. У этого самолета было три винта, были шасси. Но самое интересно, что схема нормальная была, теперешняя, классическая, аэродинамическая компоновка нормальная. Этот самолёт имел единственный громадный недостаток - на нем стоял паровой двигатель. Тогда, в 1883 году, не было ещё Двигателя Внутреннего Сгорания, поршневых, которые гораздо легче паровых. Представьте себе паровой двигатель - паровоз все, наверное, видели - это тяжеленный котел с толстыми стенками, потому что пар от давления надо держать, вес громадный; это топка, это уголька горка, это кочегар с лопатой. Ну, короче, понимаете - паровоз на самолет поставил. А больше того, там стояла не одна паровая машина, а две у него. Так вот этот самолет просто физически не мог высоко взлететь. Он подлетел на нем на высоту 3-5 метров и пролетел над землей что-то около 150 метров и плюхнулся. Вот такой был подлёт.

В.И.: Братья Райт в 1903 году, на двадцать лет позже Можайского, действительно сконструировали и сделали самолет, который уже летал, потому что на нем стоял двигатель внутреннего сгорания, бензиновый двигатель, поршневой. Они поднялись на 100 метров. Машина была сделана по схеме «утка», она летала задом наперёд, впоследствии такая схема не прижилась, потому что очень неустойчивая схема. А Можайский сразу определил нормальную схему.
Вот понимаете, беда какая, весь мир отмечает рождение авиации, вот недавно юбилей был авиации 110 лет, отмеряет от полета братьев Райт. Потому что американцы такую пропаганду во всем мире сделали, а мы молчим. Мы нигде не говорим про свои достижения. Везде считают, что авиация началась с братьев Райт.

С начала развития авиации можно отметить следующие достижения:

Скорости выросли с 60 км/ч у братьев Райт, до 5000 км/ч у современных сверхзвуковых самолётов, разрабатываются и более скоростные машины, но пока нет сплавов, способных выдержать температуры на этих скоростях.

Высоты для тяжелых самолетов достигли 30 км, а ракеты научились запускать в космос.

Манёвренность - механизация крыла позволяет разворачиваться на очень маленьких радиусах, современные самолёты могут даже останавливаться в воздухе, эта фигура называется «кобра Пугачёва».

Размеры и грузоподъемность - самой большой машиной считается АН-225 «Мрiя» (мечта), который перевозил «Буран», его вес 640 тонн, грузоподъемность 275 тонн (вес «Бурана» 105 тонн). Размах крыльев 88.4 метра, длина 84 метра (размер футбольного поля 100х64 метра)

В.И.: Удивительна история создания самолета 3М Мясищева Владимира Михайловича. Гениальный был конструктор, он столько нового в авиации сделал! Дальний стратегический бомбардировщик, в него помещалось 40 тонн бомб, он прослужил 50 лет, стоял на вооружении у нашей дальней авиации. Этот же самолёт был использован для перевозки «Бурана» на Байконур. Если средний цикл и тогда и сегодня создания нового самолета 4-6 лет, этот самолёт был сделан за год и десять месяцев! А что сделал Мясищев, гениальный человек, он набрал себе из Авиационного института и из Бауманки молодых ребят, выпускников, дипломников, но во главе всего этого количества молодых специалистов он поставил костяк специалистов среднего возраста, которые уже опыт имели работы, его соратники. Так вот он поручал молодым максимально трудные, но выполнимые для них задачи. У ребят колоссальная мотивация была. И так быстро был сделан самолёт.

В.И.: Следующее гениальное творение Мясищева сверхзвуковой М50, почти две скорости звука развивала. Наши металлурги создали жаростойкие алюминиевые сплавы, самолёт терпел температуру и летал на колоссальные расстояния. Он без заправки летал до Америки и через Америку и обратно возвращался. Самолёт был создан и летал на парадах у нас в 60-ых годах и потом был отменён Никитой Сергеевичем Хрущевым, который приоритетом поставил ракеты перед авиацией. А самолёт-то был почти отработан, у американцев таких дальних бомбардировщиков не было, а они взяли и его зарубили. Сейчас этот самолёт стоит в Монино, в музее ВВС. Главное что, впервые здесь идея крылатой ракеты. То есть самолёт не входил в зону противовоздушной обороны противника, где-то ещё в океане, не долетая до Америки, он мог сбросить эту крылатую ракету, она выстреливала со скоростью 3000 км/ч, тогдашние ПВО не могли на таких скоростях сбивать летательные аппараты, и пролетала 2500 км и поражала цель, держа ядерную головку. Вот это было где-то в конце 50-ых годов, американцы сделала свой «Томагавк» значительно позже.

В.И.: Граждане, я везде говорю, нам есть чем гордиться. В советские времена столько достижений! Вот эта машина на 10-15 лет опередила американский, они значительно позже такой самолёт создали. А мы его зарубили, от большого ума.
Мы отставали от США на 2-3 года, когда начали «Буран» создавать. Главное отличие «Бурана» от американского «Шаттла» - американцы промахнулись, когда делали «Шаттл», они поставили один из главных двигателей, которые выводят ракету на орбиту, они поставили на сам «Шаттл». Таким образом, самой ракеты у них нет. Снимите с этой системы «Шаттл», ракета-то слабенькая, для межпланетных полетов, скажем, на Марс, она не годится. А мы сделали ракету «Энергия», чтобы выводить наш «Буран», мы сделали ракету, которая могла бы служить и для полётов на Марс. Ведь посмотрите, ракета «Энергия» выводила на промежуточную орбиту «Буран», весом 105 тонн. Ведь корабль «Союз» весил ну, там, 5 тонн, а тут 105 тонн! А длина у него 33 метра, а размах крыльев 23 метра, масштабы - небывалые в космос такие грузы, а сто тонн для того, чтобы вывести марсианских корабль на опорную орбиту - достаточно. Но в то время пошёл развал у нас в стране и не до этого всем было, короче, опередила эта система «Буран» своё время.

В.И.: Ведь «Буран» как садился, он восемь с половиной тысяч километров прошел в плазме, когда никакой радиосвязи с Землей, скорректировать его полет и спуск нельзя было, всё считала система управления, причем она была четверирована, стояли рядом четыре БЦВМ (бортовые цифровые вычислительные машины), которые делали одно и то же. Сверхнадёжная система. И благодаря этой точности, благодаря колоссальной наземной отработке, все эти алгоритмы, программы управления, вы знаете как точно «Буран» сел? Ведь он, пройдя восемь с половиной тысяч километров по продольной дальности, ещё же вынужден был боковой маневр на две тысячи километров отрабатывать. Он летел два витка вокруг Земли, каждый виток полтора часа. За эти три часа Земля же вращается, он в плоскости по орбите крутится, а старт, откуда его вывели, уехал. И уехал ровно на две тысячи километров в бок. И при этих всех маневрах он сел в шести метрах от осевой полосы. На аэродроме Юбилейный была построена взлетно-посадочная полоса, шириной 80 метров. И посредине полосы была нарисована белая линия. И от этой центральной полосы он сел всего в шести метрах, без коррекции с Земли! И всего в пятнадцати метрах остановился от расчетной точки, посредине этой полосы, а она длиной пять с половиной километров. Когда мир узнал об этой точности приземления, автоматической посадки - это был фурор!

В.И.: Нам не поднять экономику, нам не поднять обороноспособностью свою, если мы не создадим кадры. Посмотрите, в 30е годы предвоенные, ведь десятилетие бум был создания авиации, во всей стране вырастали авиационные институты. Мои родители учились в Казачьей Станице, под Ростовом, в Новочеркасске, там был реализован авиационный институт, преподавателей приглашали из Германии, из Америки. А какая пропаганда была! Все на самолет! Летать выше всех, дальше всех, любое достижение нашей авиации - на щит, в газеты, по радио, везде. Молодёжь горела! А посмотрите, какое космическое воспитание было, Циалковский - он же зажёг русский народ весь мечтой о полете на Марс. Тут ещё подоспел Алексей Толстой со своей «Аэлитой», фильм выпустили по этой повести, как на Марс летели. Все же на Марс хотели лететь! У Королёва мечта всей жизни была полететь на Марс! Ведь мало кто знает, что Королёв в 1960-ом году пробил через постановление партии и правительства разработку Марсианского проекта. За четыре года с 1960 по 1964 год, за эти годы он успел сделать проект Марсианской ракеты и проект Тяжелого Межпланетного Корабля. А тут вмешался Никита Сергеевич Хрущев, кто-то ему нашептал, американцы на Луну собрались, через пять лет полетят - прекратить разработку Марсианского проекта, переделать Марсианскую программу под Лунную! А результат - при переделке всегда ошибки и в цейтноте всегда ошибки, а Никита отвел всего четыре года, чтобы раньше американцев полететь. Ну и результат, двигатель не отработали, ракету не испытали, потому что некогда было стенд построить, в результате взрывались эти двигатели, ни один запуск не прошел, пришлось отменить программу.

Я привела наиболее яркие, на мой взгляд, моменты из лекции, полную версию можно послушать здесь https://www.youtube.com/watch?v=e-Jg4Pp53Ws

Молодые сторонники Виктора Ивановича запустили сбор денег для издания книги про аэрокосмические достижения Отечества, для бесплатного распространения в школах и кружках юного техника. Собрали на 1000 экземпляров и решили не останавливаться и издать вторую тысячу экземпляров, вы тоже можете поддержать это полезное начинание.

https://boomstarter.ru/projects/448667/kniga_pro_aerokosmicheskie_dostizheniya_otechestva

Кстати, 30 марта в РГБМ пройдет лекция Виктора Ивановича по многоразовой системе «Буран».
Приходите.
Вход свободный.

космос, Россия, образование, интервью, РАН

Previous post Next post
Up