Интервью "Скитальцев" для Jottwede

Dec 08, 2016 14:21

Оригинал взят у skitaltsy_zine в Интервью "Скитальцев" для Jottwede
В июне 2016 года редакция «Скитальцев» дала интервью коллегам - немецкому граундхоппинг-фанзину Jottwede, издаваемому сторонниками берлинского «Униона». Оно стало некоей «ответкой» на появление в 7-м номере нашего журнала интервью с Horny, участником редакции Jottwede.



После того, как наше вью вышло в берлинской печати, можем опубликовать его и мы. Признаемся, немного подзатянули с этим из-за некоторых технических моментов…
Стоит пояснить, что вопросы задавались по-английски, отвечали мы по-русски (причем стараясь упростить текст для понимания), а затем сами переводили на инглиш. На немецкий все это переводила уже редакция Jottwede. Из-за этого какие-то нюансы могут слегка различаться, да и скомпонован текст в журнале немного по-другому, а также отчасти сокращен из-за нехватки места. Мы публикуем оригинальный вариант интервью плюс сканы соответствующих страниц журнала - мало ли, кому захочется почитать и по-немецки и сравнить :)
Чтобы не дробить большой текст на несколько частей, решили выложить его в ЖЖ.
Читайте с удовольствием и не судите строго :)



- Привет, Россия! Вы публикуете один из немногих фанзинов в вашей стране. Как возник ваш замысел, и сколько людей сейчас пишет/работает для «Скитальцев»?
- Привет, Германия! Да, наш журнал один из немногих фанатских печатных изданий в России. В редакцию входят два человека. Мы оба, Андрей «Машинист» и Артем «Бен Шерман» - фанаты СКА Санкт-Петербург. К фан-трибуне нашего клуба мы имеем отношение уже очень давно (Андрей с 1987 года, Артем с 1999 года). Оба принимали активное участие в выпуске фанзина нашего клуба Nordic Times (8 номеров, 2001-2011), который считался одним из лучших в России в свое время. После того, как этот журнал перестал выходить, а мы одновременно с тем увлеклись граундхоппингом, идея продолжить творчество в издании по этой теме стала для нас обоих очевидной. Мы и до того с интересом посещали по возможности матчи других клубов, чтобы увидеть чужую атмосферу и фанатов, а теперь стали заниматься этим активно. Вначале каждый из нас написал несколько репортажей в граундхоппинг-зин МРОТ нашего друга Юры Парецкого. А затем разошлись во взглядах (но не поссорились!) с его издателем и решили издавать свой журнал. К его идее нас привели наша любовь к фанзинам, наличие собственных идей, желание сделать что-то свое. Первый номер фанзина «Скитальцы» мы выпустили в мае 2013 года.
«Скитальцы» - это не клубный журнал, поэтому у нас часто можно увидеть авторов из разных, подчас враждующих клубов. Изначально нам писали только наши знакомые и друзья, но потом стали присылать свои репортажи даже совершенно незнакомые нам люди. И это здорово! У нас уже есть группа постоянных авторов, за семь номеров (интервью дано в июне 2016 года - прим.ред.) тексты для журнала написали около 40 человек, и в восьмом номере также должны быть дебютанты. Плюс некоторые люди помогают нам идеями, рисунками или просто компанией в поездке.
Над творческим наполнением фанзина мы работаем вдвоем: любой текст может быть опубликован, только если мы оба его одобрили. В остальном у нас разделение труда: технической работой (дизайн, верстка, редактура и большинство контактов с авторами) занимается Машинист, продажей и рассылкой - Бен Шерман.
- Вы - фанаты разных клубов и из разных городов, в том числе и Украины. Как вы познакомились? Были/есть ли между вами какие-либо разногласия из-за того, что некоторые из вас представляют клубы, чьи фанаты обычно не любят друг друга?
- Да, именно так, наши авторы - фанаты разных клубов, в том числе и враждующих между собой. Но граундхоппинг - наше общее увлечение. Наши клубные предпочтения не мешают нам оставаться людьми, интересными творческими личностями и часто даже друзьями. Клубные дела остаются за рамками «Скитальцев». Это наше правило! Поэтому можно считать, что наш журнал - нейтральное издание, и клубные разногласия в нем позабыты.
С частью наших авторов мы были давно знакомы и раньше. С другими познакомились в процессе общения в интернете - например, в блоге «Русской команды» (russianteam2.wordpress.com) или в группе «Скитальцы» в социальной сети «В контакте» (vk.com/skitaltsy_zine) - она более популярна в России, чем Facebook. Со многими затем познакомились и лично, совершили совместные поездки. Хотя, как мы уже говорили, нам стали присылать свои репортажи и совершенно незнакомые люди. Сделать это может любой желающий - главное, чтобы текст был качественным и описывал интересные события.
Кстати, в седьмом номере у нас появились авторы не только из России и Украины, но и из Белоруссии и Латвии.
- Можете ли вы назвать себя исключительно граундхопперами или также участвуете в фан-движениях ваших клубов? Уважают ли другие фанаты из вашего движа вашу деятельность в «Скитальцах»? Или они критикуют ее / недовольны ею из-за того, что вы сотрудничаете со сторонниками других клубов?
Машинист. Граундхоппингом я увлекся около пяти лет назад, а активным фанатом СКА был и остаюсь с 1987 года. До 2011-го долгое время входил в основу движения и участвовал во многих сторонах его жизни (идеология, атрибутика, баннеры, перфоманс, фанзин…) Однако затем (по различным причинам, не из-за ГХ) самоустранился от участия в решениях движения. Продолжаю быть верным красно-синим цветам, поддерживать клуб на трибуне и ездить на выезды, но не более того.
Многие фанаты моего клуба проявляют интерес, симпатию и уважение к «Скитальцам» и граундхоппингу вообще. Многие безразличны. Но с недовольством я не сталкивался. Думаю, люди знают меня и поэтому понимают, что в общении с коллегами-граундхопперами из других клубов я никогда не нарушу клубную этику и не выдам каких-либо внутренних секретов.
Бен Шерман. Раньше я активно занимался развитием ультрас-культуры на нашей трибуне, рисовал эскизы наших перфомансов, участвовал в их подготовке, рисовал граффити, некоторое время был основным барабанщиком на нашем секторе… Сейчас уровень моего активного участия в делах заметно упал… Приходит новая молодежь! Тем не менее я продолжаю участвовать в разработке перфомансов, посещаю домашние и выездные игры, а также пишу тексты для нашей музыкальной фанатской группы Nordic Sound Band. Так что граундхоппинг - это часть моего интереса в фанатской культуре. Немало людей из фанатов СКА читают наш журнал, некоторые даже стали интересоваться посещением других игр и присылать нам свои отчеты.
- Пожалуйста, расскажите о самом журнале «Скитальцы»: содержание (основные темы), количество номеров, формат, цветность, тираж…
- Основной контент - это авторские репортажи о матчах. Наш принцип: главное, чтобы было интересно. Это значит, что в журнал может попасть текст о любом виде спорта и любой лиге, если матч заслуживает внимания. Чаще всего это футбол и хоккей. Точнее, обстановка, атмосфера и суппорт вокруг них. Наличие фанатизма важно, но не принципиально, ведь бывает так, что и без фанатов вокруг игры или поездки происходит что-то любопытное.
Кроме того, иногда мы публикуем интервью с коллегами-граундхопперами, размышления, описания интересных стадионов, отчеты о ретро-матчах, переводы репортажей зарубежных коллег и многое другое. Периодически появляются обзоры стадионов и фанатизма в каком-либо регионе (что-то типа граундхоппинг-путеводителей) или статьи из цикла «против современного футбола». Так как мы в редакции являемся поклонниками российской панк-группы «Гражданская Оборона», то названия для всех рубрик мы подбирали из текстов их песен. Получилось необычно, и многие в России оценили это.
Пока вышло 7 номеров (на момент интервью; сейчас уже 8 - прим.ред.) Мы не стремимся делать это регулярно, но обычно получается два номера в год. Формат А5, 84 или 88 страниц. Главный наш принцип - полная антикоммерция. На бумаге печатаем тираж 100 экземпляров (ч/б, ризограф) и одновременно выкладываем в свободном доступе онлайн цветную версию (issuu.com/skitaltsy). Наверное, если бы мы поддержали только бумажный (классический) вариант, то могли бы печатать и продавать все 200 экземпляров. Но мы желаем все же донести свое творение до большего количества людей, а это, увы, возможно лишь через интернет. Поэтому печатная версия приобретается коллекционерами, любителями печатных изданий и людьми, которые поддерживают традиции фанатской субкультуры.
- Как (на стадионе, через интернет?) и где (только ли в России?) вы продаете ваш фанзин?
- Обычно несколько экземляров мы отдаем в фанатский магазин СКА, несколько - в интернет-магазин фанатской литературы нашего друга Юры MagShop, а остальное распространяем сами, принимая заказы через интернет. Обычно нам пишут на e-mail, а затем мы договариваемся встретиться с покупателем в Санкт-Петербурге либо выслать журнал по почте. В Россию или любую другую страну (просто в этом случае пересылка стоит дороже). Мы ставим минимальную цену для журнала, чтобы просто покрыть расходы на печать. Также в поездках мы порой дарим наши журналы встречаемым в пути фанатам. Из других стран у нас заказывают люди из Белоруссии и Украины, также было несколько заказов из Германии. Но большинство действительно расходится по России.
- Пожалуйста, расскажите нам что-нибудь о выпуске фанзинов в России. Мы знаем знаменитый журнал «Русский фан-вестник», издававшийся фанатами ЦСКА и служивший первопроходцем / законодателем мод для многих других российских зинов. Какие еще издания были важны для развития фан-печати, когда они выходили?
- Это огромный вопрос, и рассказывать можно долго :-)
Фан-печать зародилась еще в СССР где-то в середине 1980-х годов. Тогда в Запорожье несколько фанатов выпустили (несколько экземпляров, написанных ручкой, т.к. копировальной техники тогда не было) издания «Что должен знать фанат». Но о его существовании тогда толком мало кто знал, и это была разовая акция. В 1989 году будущий автор «Русского Фан-Вестника» наладил производство неофициальных программок к матчам молодежной команды ЦСКА, где писал и про фанатов. А уже в 1990-м вышел первый номер РФВ. Первые выпуски печатались нелегально в офисе одного из банков, т.к. официально простые люди не имели возможности пользоваться копировальной техникой. Этот журнал просуществовал 25 лет (27 номеров) и очень сильно повлиял на фанатскую идеологию. Главным его оппонентом в 1995-2001 годах был Ultras News («Спартак», 11 номеров). Оба издания оказали огромное влияние на умы молодежи, и в конце 1990-х - начале 2000-х, уже после развала СССР, в России произошел настоящий фанзиновый бум. Тогда не было интернета, и информация о своих фан-движениях могла распространяться только на бумаге. Пиком стал рубеж XX и XXI веков, когда количество фанатских изданий не поддавалось подсчету. У некоторых (в том числе небольших) фан-бригад выпускалось даже по несколько фанзинов. Среди самых интересных и значимых, на наш взгляд: Bulldog («Торпедо» Москва, 25 номеров - нерегулярно, но выходит до сих пор), Sabotage (петербургские фанаты «Спартака» Москва, 7), Nordic Times (СКА Санкт-Петербург, 8), Novita («Ротор» Волгоград, более 10), «Знамя Зенита» (18) и Landscrown (4) («Зенит» Санкт-Петербург), «Локо-Пропаганда» («Локомотив» Москва, 8, продолжает выходить), НовосИБИРССК («Газовик» Ижевск, 10), Viking (Тюмень, 5), Golden Tor («Торпедо» Владимир, 7), Napalm («Факел» Воронеж, 4) и другие.
Примерно к 2008 году лидерство в сфере фанатской информации захватил интернет, и фанзинов стало намного меньше…
- Есть ли у вас какие-либо общенациональные фанзины, как в Германии Blickfang Ultrá, Erlebnis Fußball или 45 Grad?
- В разное время были попытки организовать общефанатский журнал. Собственно, таковым отчасти был «Русский Фан-Вестник», потому что уделял много внимания другим фан-группам и обзорам. В него писали фанаты разных клубов, потому что это был известный журнал, который читали все, и через него можно было рассказать о своей группе. Игнорировали их только враги - фанаты «Спартака». Первая же реальная попытка выпустить общефанатский фанзин - это «Молодые Страницы» (было издано 4 номера в 2000-2002 годах), повествовавшие о хулиганизме вокруг стадионов в России. Еще одной попыткой было издание Fans Magazine. Вышел один номер. Издали его фанаты «Спартака», поэтому фанаты ЦСКА отказались сотрудничать с ним. Наконец, с 2007-го по 2010-й издавался ежемесячный журнал Ultras Life (14 номеров). Он не был полноценным фанзином, хотя и повествовал о фанатизме, ультрас и casuals культуре. Это был коммерческий проект, где печаталось много рекламы. Выглядел он, как полноценный глянцевый журнал, и даже продавался в обычных газетных киосках и распространялся по подписке.
- Тиражи фанзинов упали из-за легкого доступа в интернет (например, со смартфонов), и многие издания оказались заброшены. Каковы причины - бумага больше не имеет значения? Почему вы предлагаете ваш журнал не только в печатном виде, но и для бесплатного чтения онлайн?
Бен Шерман. К сожалению, это так. Интернет ускоряет поступление информации, но убивает культуру печати. Увы, у нас люди не слишком заботятся о традициях и о субкультурной идее. Мало кто продвигает такие идеи, а большинству хватает внешней оболочки (одежда, соответствующие бренды, покричать на трибуне, повоевать в интернете). Интернет сильно стер разницу между основными фанатами, лидерами и молодежью. Раньше, когда мы были молодыми фанатами, мы смотрели на лидеров как на недосягаемых звезд и стремились проявлять себя, чтобы быть ближе к ним. Фанзины же служили связью между основой и молодежью, реально работали как средство донесения определенных идей. Сейчас же любой идиот может сидеть в интернете, комментируя события, к которым не причастен, оскорбляя людей, которые его не достанут в домашнем кресле. Пример Германии показывает, что фанзины прекрасно могут жить и развиваться и в эпоху интернета, но на данном этапе в России это вряд ли получится. Как мы и говорили ранее - мы выставляем свой журнал бесплатно в интернет, чтобы показать свою антикоммерческую направленность, и чтобы наши труды прочитали больше людей. Ведь аудитория печатной версии (без интернета) в теории составила бы человек 200, а онлайн нас читают 2-3 тысячи.
Машинист. Что касается оперативности и объема текстов, то интернет бесспорно превосходит бумагу. Но у печатных изданий остается несколько важных преимуществ. Во-первых, это «концентрат» информации, в то время как в сети ее надо вылавливать и отсортировывать из огромного потока. Во-вторых, степень доверия читателя к бумажному журналу намного выше. В-третьих, фанзины - это летопись движений. Открыв их через несколько лет, можно легко погрузиться в историю, а в интернете это гораздо труднее. В-четвертых, фанзины - материальный предмет коллекционирования, а интернет - нечто неосязаемое. В общем, между бумажными фанзинами и интернет-ресурсами примерно такая же разница, как между хорошим цельным кинофильмом и набором бессвязных разносортных видеоклипов.
Что касается «Скитальцев», то мы не стремимся зарабатывать на журнале, для нас это хобби. Поэтому мы предоставляем читателям выбор. Любой желающий может бесплатно прочитать зин онлайн или скачать, а может приобрести печатную версию - для коллекции или если предпочитает читать на бумаге.
- С количеством изданий стало понятно. Пожалуйста, дайте нам текущий обзор российских фанзинов (журналов фан-групп и граундхоппинг-зинов).
- Сейчас в России выходит около 10-15 изданий в год. Среди наиболее заметных за последние несколько лет: «Локо-Пропаганда» («Локомотив» Москва), «Клинский Фан Вестник» («Титан» Клин), F.R.A.G.S. (ЦСКА), Young Volgograd («Ротор» Волгоград), DUST («Химик» Дзержинск). Можно упомянуть также: «Областной Очерк» («Эликорт» Гатчина), «За Фаворит» («Фаворит» Выборг), «Кристаллизация» (ХК «Кристалл» Саратов), Unbidden (фанаты ЦСКА из города Чебоксары), Cardinal (фанаты «Шинника» Ярославль из города Тула), «Динамовец начеку» («Динамо» Санкт-Петербург), «Тобольский ультрас журнал» (Тобол Тобольск).
В последние годы появилась интересная тенденция: большие клубы выпускают свою фан-литературу мало и редко, зато активны стали представители низших лиг (D4, D5…) Некоторые из них издают весьма интересные и качественные журналы. Например, SwordZine («Меч» Ефремов) или «Механизм» («Металлист» Домодедово).
Что касается журналов о граундхоппинге, то впервые издание на русском языке появилось в 2011 году, но не в России, а в украинском Днепропетровске. Его автор Юрий - русский, в прошлом москвич. «Скитальцы» в 2013-м стали первыми именно в России, а в 2015-м появился еще один журнал - «Свободен!» (издается в Екатеринбурге).
- Что вы думаете о будущем? Тенденция на спад будет продолжаться, или вам известно что-нибудь о новых проектах?
Машинист. Думаю, за последние несколько лет положение стабилизировалось, и количество фанзинов будет сохраняться примерно на нынешнем уровне. Некоторые проекты исчезают, но появляются новые. Кроме того, раз-два в год стали издаваться разные книги по фанатской тематике, а недавно появилась первая из них, которую можно отнести к жанру граундхоппинга - «Московская область: территория фанатизма». Ее автор Иван Якунин весь 2015-й год ездил по Подмосковью, смотрел матчи и общался с суппортерами, а в 2016-м обобщил свои впечатления в целую книгу.
Бен Шерман. Мне кажется, существует определенная стабильность и даже небольшой прогресс. Правда, сейчас есть тенденция, что свои журналы выпускают в основном маленькие фан-движения, для которых это яркая возможность оставить след в истории. Я надеюсь, что у крупных движений также найдутся люди, заинтересованные в развитии фанзинов.
- А как насчет граундхоппинга? Насколько это явление развито в России, знают ли о нем другие фанаты?
- В России это хобби стало известно 5-6 лет назад. Нельзя сказать, что оно популярно, но интерес к нему постепенно растет. Немало людей уже знают, что такое граундхоппинг, и кто-то уже практикует поездки на другие игры. Как нам кажется, слово «граундхоппинг» известно примерно каждому четвертому-пятому приверженцу фан-культуры. Впрочем, раньше, когда такой термин был неизвестен, люди все равно посещали игры других клубов из интереса к атмосфере и фанатизму и называли это «левыми матчами» или «леваками». В 1990-е годы в некоторых фанзинах даже появлялись отчеты о таких играх в Европе.
В Петербурге мы знаем около 10 человек, которые занимаются граундхоппингом осознанно или делают попытки в этом направлении, в Москве и области - таких 10-15, в Екатеринбурге - 3-4, а также единицы в других городах. Появилось несколько проектов, прямо или косвенно связанных с граундхоппингом. Блоги в интернете, группы в социальных сетях, новый журнал «Свободен», а также упомянутая выше книга о фанатизме в Московской области.
- Большинство матчей, которые вы смотрите, происходят в России. Каковы особенности / проблемы поездок по вашей стране? Сравните их с путешествиями в Германию / Евросоюз.
Бен Шерман. Самая главная проблема, конечно же, расстояние. Ездить каждую неделю на большие интересные игры очень сложно. В нашем регионе не так много интересных городов и фан-движей. Посещать же маленькие деревни лично мне интересно лишь изредка. Поэтому я посещаю игры не так часто, как, например, Андрей. В наше время фанатизм в России находится в определенном кризисе, поэтому мне интереснее посещать игры в других странах, где можно оценить другой менталитет, другие фан-традиции и другие стадионы… Довелось побывать на играх в Финляндии, Литве, Швеции, Австрии, Сербии, Черногории Украине, Турции, Чехии, Белоруссии и Италии. В Германии бывал не раз (Гамбург, Мюнхен, Франкфурт, Бремен, Кельн, Трир...), но, к сожалению, не удалось пока побывать на каком-либо матче...
Машинист. Путешествия - всегда путешествия. Принципиальных отличий я не вижу. Разница только в деталях. В России гораздо бОльшие расстояния, несколько слабее развит транспорт, а в низших лигах труднее найти информацию о матчах. Поэтому у нас объективно меньше выбора. Зато многое у нас дешевле. Например, вход на матчи низших лиг в Европе очень часто платный, а у нас в D4 и ниже - почти всегда свободный.
Что касается именно Германии, то не могу особенно похвастаться. Несколько раз бывал в Мюнхене, один день в Дрездене, транзитом - в Бюле, Штутгарте и Фрайбурге. И это все. На немецкий футбол не попал ни разу, был только на нескольких пустых стадионах. На матчах же (граундхоппинг + выезда своего клуба) я бывал в следующих странах: Австрия, Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Израиль, Италия, Латвия, Литва, Португалия, Сербия, Словакия, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Эстония.
- Если посмотреть на ваш сайт, то можно увидеть, что вы публикуете планы своих поездок заранее. В Германии граундхопперы не всегда и не везде - желанные гости. А вы когда-нибудь имели проблемы в путешествиях или оказывались в ситуации, когда чувствовали, что вам не рады?
Машинист. Я далеко не всегда делюсь своими планами заранее. Обычно это происходит для удобства: чтобы найти компанию для поездки или «гида» из числа фанатов того города, куда собираюсь поехать. Но иногда интереснее или безопаснее ехать инкогнито. Интереснее - например, в тех случаях, когда суппорт какого-нибудь маленького клуба нестабилен, и хочется оценить его в «обычном» состоянии, когда люди не красуются специально для репортажа.
Не припоминаю проблем на матчах по граундхоппингу. Возможно, иногда они могли бы возникнуть, но благодаря большому фанатскому опыту я понимаю, как правильно себя вести - например, в определенных ситуациях не буду в открытую фотографировать, а при публикации репортажей закрашу некоторые лица.
Бен Шерман. Я тоже не публикую свои планы заранее… Потому что пару раз, когда планы были открыты - они не сбывались (отменялись матчи или поездка). Но, если надо, можно заранее связаться с фанатами команды, на игру которой мы едем. Проблем никогда не возникало. Главное - не быть навязчивыми и писать о матчах объективно и нейтрально. Как называется наша главная рубрика - «Искусство быть посторонним».
- Вы повидали мир, наблюдали и много ультрас. Каковы, по-вашему, различия между русскими фан-движениями и другими европейскими? Что в них особенного, чем они отличаются? Имеют ли русские ультрас собственные идеалы или стиль, который любят и предпочитают?
Машинист. Сложный вопрос. 15-20 лет назад я бы определенно ответил, что различий множество, но сегодня они размылись. Русский стиль фанатизма имеет самобытные корни - во времена СССР мы были в изоляции и поэтому были вынуждены «изобретать» что-то свое. И на трибунах, и в отношении собственных неформальных правил, менталитета. Например, самым важным показателем «веса» человека во внутренней иерархии долгое время было количество его выездов. Позже барьеры были убраны, и русские фанаты переняли много интересного от английских, итальянских, балканских, польских.
Что касается хулиганизма, то русский стиль всем известен - это, безусловно, «чистые руки», полный запрет на использование любого оружия и подручных средств в драках. Но в отношении ультрас - сегодняшние русские трибуны - это микс самых разных стилей, как в пении, так и в визуальной поддержке.
Бен Шерман. Да, долгое время наше фан-движение строилось на заимствовании из других стран, так как в советское время страна была закрытой, а все зарубежное (главным образом из Англии) было интересно молодежи как нечто недоступное и запретное. Поэтому если находили иностранные аналоги, то переделывали на свой лад. В 90-е в России была эра скинхэдов, на смену им пришла эра casuals. Сейчас различные стили находят свое место на наших трибунах, создавая общую картину. Особенностью России является, наверное, в массе своей молодость фанатов (особенно в провинции). Сейчас в меньшей степени, но все же продолжает оставаться важной выездная деятельность. Так как в стране большие расстояния, то посещение дальних выездов вызывает у людей большое уважение. Наиболее сильного развития и индивидуальности достиг наш хулиганизм. А вот на трибунах после некоторого всплеска в середине 2000-х годов есть определенные проблемы. Связаны они с кризисом идей, полицейскими репрессиями…
- Какие позитивные и негативные события имели место в последние годы в российском фан-движении?
Бен Шерман. Самое шумное из нового, это, конечно же, ЕВРО во Франции, где наши хулиганы блеснули очень ярко, доказав, что являются европейским топом. В остальном жизнь идет своим чередом. Кроме нескольких топ-клубов, имеющих много фанатов и показывающих порой крутые акции, как на трибунах, так и за пределами стадионов, большинство команд имеет слабый уровень и небольшое количество людей на трибуне. Проблема кроется в менталитете людей, не имеющих своей локальной идентичности, локального патриотизма. От этого во всех городах много фанатов крупных московских клубов или петербургского «Зенита». И еще одной проблемой является то, что клубы в провинции быстро рождаются и умирают, меняют названия, эмблемы и цвета, не давая возникать традициям и истории. Оттого на матчи ходит мало народу, если клуб не играет в Премьер-лиге. Исключение, наверное, только «Факел» из Воронежа. У них хорошая посещаемость и хорошая ультрас-группа, даже несмотря на средние результаты в ФНЛ (D2).
Машинист. Негативная сторона - это усиление давления на фанатов. В частности, принятый в 2014 году «закон о болельщиках». На трибунах стало меньше свободы, поэтому многие движения заметно потеряли в яркости и в остроте выражения своего мнения.
Позитив я вижу в том, что в последние годы возникла мода на поддержку маленьких клубов. Конечно, часто такие группы нестабильны и недолговечны, но они очень украшают низшие лиги и, возможно, сохраняют в себе подлинную фан-культуру.
- Поделитесь вашим мнением о Чемпионате мира в 2018 году в России. Были или будут какие-то изменения для фанатов? Например, новые «футбольные» законы, больше полиции и секьюрити?
Машинист. Именно об этом я частично сказал в предыдущем ответе. Давление явно усиливается, но трудно сказать, в какой степени это напрямую связано с ЧМ, а в какой отражает общую тенденцию «завинчивания гаек».
Что касается самого ЧМ, то у меня к нему отношение сложное. Непосредственно на трибуны я вряд ли попаду, потому что билеты будут непомерно дорогими. В городе же, возможно, будет интересно. Но такого веселья и беспорядков, как на Евро 2016, в России наверняка не допустят.
Бен Шерман. Чемпионат мира в России - это фарс. Миллионные вложения в новые стадионы - возможность чиновникам наворовать от души. Яркий пример - это стадион «Зенита», который строится уже 10 лет и постоянно дорожает. В то же время многие клубы еле сводят концы с концами, а уровень дохода у простых людей (особенно в провиции) крайне низкий. Закон о поведении болельщиков на стадионе принят в 2014 году и постоянно корректируется, но, на мой взгляд, он на данный момент не очень действенный. Большую эффективность имеют неофициальные методы полиции. Так как все активные фанаты и хулиганы ей известны, то их периодически вызывают на профилактические беседы. Где-то жестче, где-то мягче. Так что таких проблем, как во Франции, в России не будет. Всех активных людей поставят перед выбором: или сидите дома весь чемпионат, а после него продолжайте играть в свои игры, или сидите в тюрьме… А сам чемпионат будет развлечением олигархов, потому что цены наверняка будут заоблачно неадекватные, и мало кто из простых людей сможет активно посещать игры.
- В 2012 году в Германии прошла кампания под названием «12:12 - Ohne Stimme keine Stimmung» («Без голосов нет поддержки»), это был общенациональный протест против Немецкой футбольной ассоциации, в котором приняли участие почти все ультрас страны. Существуют ли какие-либо контакты или сотрудничество между фанатами разных русских клубов, чтобы так же слаженно протестовать против футбольной федерации? Что-то подобное возможно в России?
- Русские фанаты не раз доказывали способность объединяться и проводить совместные акции. Легче всего вспомнить «Манежку» - митинг и массовые беспорядки в 2010 году на Манежной площади в Москве после убийства кавказцами фаната «Спартака» Егора Свиридова. Тогда собралось около 50 тысяч человек, прошли также массовые митинги в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже и более чем в десяти других городах. Многократно проводились акции поддержки несправедливо осужденных фанатов. Самые известные примеры - десятки баннеров по всей России «Правда за Уроша» (Урош Мишич, «Црвена Звезда», 2008) или «Свободу Павличенко» (Сергей Павличенко, «Динамо» Киев, 2012).
Массовых протестов именно против федерации футбола или чемпионата мира у нас не было, хотя фанаты их не очень жалуют. Теоретически такое вполне возможно, однако на практике - нет и не будет. Увы, активной линии именно в спортивных вопросах наши фанаты вести не умеют.
- Последний, но важный вопрос: скажите что-нибудь от себя нам и нашим читателям!
Бен Шерман. Спасибо за интересные вопросы. Хочу пожелать немецким фанатам не останавливаться на достигнутом и продолжать развиваться во всех смыслах фанатской культуры. Сейчас немецкая ультрас-сцена - самая ровная и развитая в Европе. Быть может, когда-то придет время, и в России на играх небольших клубов тоже будут полные стадионы и красочные фанатские сектора! Вашему журналу удачи, и, надеюсь, мы сможем продолжать творческое и интересное сотрудничество!
Машинист. Традиционные пожелания читателям: будьте честными и свободными, верными своим цветам и своим принципам! Поддерживайте свой клуб и получайте удовольствие от граундхоппинга!













Previous post Next post
Up