Время правового ликбеза для журналистов.
Вчера губернатор БО Савченко давал пресс-конференцию, которую делает раз в год. Пресс-служба отказывалась аккредитовать на неё сайт Go31 на основании того, что заявка на годовую аккредитацию в правительство в декабре была подана не вовремя (хотя мы без проблем аккредитовались во все иные органы исполнительной и законодательной власти региона и города).
Я говорила по телефону с представителями пресс-службы несколько раз, они категорически отрезали: вас туда не пропустят.
В итоге я без всякой аккредитации представляла наш сайт на пресс-конференции, у меня было место, табличка с моей фамилией, я задавала вопрос Савченко. Как у меня это получилось?
Дело в том, что в большинстве проблем с недопуском журналистов к информации, на пресс-конференции, заседания чиновников виноваты мы сами (журналисты). Вернее, наша правовая неграмотность. А чиновники ею с удовольствием пользуются.
После того, как за день до пресс-конференции я несколько раз по телефону получила отказ, то обратилась за консультацией в
Центр защиты прав СМИ. Светлана Кузеванова и Галина Арапова рассказали, что я (как и любой другой журналист) имею право попасть на пресс-конференцию, а недопуск журналиста на неё - нарушение закона. И его можно обжаловать через прокуратуру. Я сообщила пресс-службе, что пожалуемся в прокуратуру в случае, если нас не пропустят, сослалась на статью закона. И меня пропустили.
Все считают аккредитацию легитимным фильтром. Но журналисты должны понимать, что это не так, что они вправе настаивать, чтобы их пустили, даже если у них нет аккредитации. Так говорит директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.
Итак, по пунктам:
1. Если ваша редакция не аккредитована, это не означает, что вашего корреспондента имеют право не пустить. Аккредитация означает, что для аккредитованных создается "режим наибольшего благоприятстсвования" в работе (уведомления, копии, стулья и т.д.). Все остальные работают на общих условиях: сами узнали, пришли, копиями и стульями обеспечивать их аккредитующий орган не обещал. Но пустить ОБЯЗАН, потому что ст. 47 закона о СМИ предоставляет такое право любому журналисту.
2. Даже при отказе в аккредитации журналисты неаккредитованных СМИ все равно ВПРАВЕ посещать органы власти и публичные мероприятия.
3. На непубличные мероприятия прессу не зовут, так как в закрытом режиме органы власти вправе проводить только те заседания и совещания, на которых могут обсуждаться информация, отнесённая к режиму конфиденциальной. Но так должно быть по Закону. В реальной жизни мы видим, что чиновники используют аккредитацию как фильтр, чтобы не пускать неугодных. И с этим можно и нужно планомерно бороться: жалобы в прокуратуру, приведение в порядок положения об аккредитации в соответствие с Законом о СМИ, изменение мышления чиновников, отвечающих за проведение пресс-конференций. Центр защиты прав СМИ вместе с журналистами добились успеха с этим в нескольких регионах.
В общем, ещё раз: отказ в аккредитации НЕ ЛИШАЕТ права журналиста неаккредитованного издания прийти на конкретное публичное мероприятие. Что может быть более публичным, чем пресс-конференция?
4. Исключение, к примеру, ежегодная пресс-конференция Путина.
Дело в том, что есть постоянная аккредитация, а есть разовая, на особо значимые мероприятия, где требуется особый уровень охраны, пропуска и т.д. На пресс-конференции глав государств, других высокопоставленных персон, на разовые важные мероприятия (типа Олимпиады) - проводится разовая аккредитация, там устанавливаются свои правила. Помимо аккредитованных туда никого больше не пускают. Это прописано в правилах и обусловлено режимом безопасности и значимостью мероприятия. Потому что если не проводить аккредитацию, все ломанутся, и технически обеспечить всем доступ будет просто невозможно, в таких случаях ограничения допустимы. Но пресс-к губернатора вообще не из этой оперы, это текущее рабочее общение руководителя региона с местной прессой. Вряд ли на это мероприятие захотят приехать журналисты со всей страны. Даже если придут реально все работающие в Белгороде журналисты, правительство вполне может технически обеспечить их присутствие (хоть стоя). Поэтому и обязаны пустить.
Кстати, мне в правительстве области ссылались на то, что в зале для пресс-конференции мало места. Но от издательского дома «Мир Белогорья» на конференции присутствовали 7 человек, хотя это одна организация.
А теперь инструкция от Центра защиты прав СМИ на случай, если вас не хотят пропускать в орган власти на заседание или пресс-конференцию:
1. Обязательно при себе иметь удостоверение журналиста и паспорт (могут потребовать удостоверение, по Закону о СМИ, ст. 49 журналист обязан предъявить по первому требованию). если на удостоверении нет фотографии, могут к этому придраться, что не могут установить вашу личность и принадлежность вам удостоверения. Поэтому лучше и то, и другое.
2. Можно сделать бумагу с редакционным заданием, в которой редактор поручает вам посетить пресс-конференцию губернатора и подготовить репортаж для читателей. Если вас не пустят, то это будет фактически воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста (дополнительный аргумент для обжалования).
3. Нужно аккуратно зафиксировать всё, что там будет происходить (диктофон должен быть уже включён, когда вы туда подойдете. На аудио заранее наговорите, кто вы и куда идёте, день, время, место). Попросите представиться того, с кем будете беседовать. Если сможете, сфотографируйте того, кто не будет пускать.
4. Попросите, чтобы вам дали возможность поговорить с чиновником, который уполномочен принимать решение (а не полицейский на входе, которые просто исполнитель).
5. Если окончательно не пустили, не сопротивляйтесь, особенно требованиям полицейского. Не устраивайте скандалов, предупредите, что, не пуская вас, они нарушают требования федерального Закона "О СМИ", который не ограничивает право журналистов на посещение органов власти исключительно теми, кто аккредитован. Вы, если знаете о мероприятии, тоже имеете общее право как журналист получить доступ к этой информации.
6. Если не пустят, писать жалобу в прокуратуру (Центр защиты прав СМИ поможет).