Тут недавно в Москве провели краудсорсинг-проект "Московская поликлиника". И мне довелось в нём поучаствовать. Сейчас внимательно слежу за голосовалками на "Активном гражданине" - и мне становится всё печальнее и печальнее.
Помнится, в прошлом мае Владимир Владимирович обещал, что врачам поднимут зарплату на 200% и вообще всё станет хорошо. Но за дело взялся чиновник, бессмысленный и беспощадный. В результате зарплату медработникам сокращают, в придворной поликлинике я регулярно слышу беседы медперсонала, в которых обсуждается, кто и когда уходит.
Счётная палата критикует Минздрав, а Минздрав в ответ говорит, что всё зашибись, всё отлично.
Рассмотрим, что случилось на краудсорсинг-проекте "Московская поликлиника".
Изначально проект был любопытен, предлагалось вносить предложения по улучшению обслуживания. Но сразу же был настораживающий факт: предложения не должны были подразумевать необходимость введения дополнительных ставок, строительства новых поликлиник "и вообще не мешайте нашей оптимизации".
Поначалу главный косяк проекта был не особо заметен: организаторы не рассчитали, что система окажется высоконагруженной. Хотя вроде как надо было записываться на участие по электронной почте, что любому грамотному специалисту IT-сферы как бы намекает.
На этапе высказывания участниками предложений косяк был малозаметен участникам (предложения сыпались тысячами), но был бы явно виден подрядчикам: система явно была перегружена, просмотреть предложения за полчаса было реально, за день уже нет.
Дальше было веселее. Этап голосования. За трое суток надо было проголосовать по пяти, что ли, разделам, в каждом из которых было по 100+ предложений, которые было необходимо оценить по двум шкалам: насколько это вообще нужно и как срочно это надо вводить. Удивление на марше: если предложение нафиг не нужно (как фееричное, врезавшееся в память "Повесить ситцевые занавески весёленьких расцветок"), как срочно его надо реализовать?
Далее. Были предложения, которые повторялись не только по сути, но и по форме. Как мы прекрасно понимаем, обсчет производила машина, и в таком случае подобные предложения, среди которых оказывались, как правило, очень дельные, конкурировали сами с собой. И это ещё половина беды.
Вторая половина беды в том, что участники проекта должны были затратить более 10-20 часов (у меня ушло 10, я проголосовала по трем разделам и начала четвертый при неплохом процессоре и высокой скорости интернета) в пятницу и выходные. Я бы сказала, что тут-то и становится понятным, насколько людям, типа спрашивающим нашего мнения, интересно экономить наше время (именно этому вопросу был посвящен один из разделов), но боюсь свалиться в демшизу и что-то мне подсказывает, что дело не в самих чиновниках, а как раз в подрядчиках.
Теперь о самих предложениях. Оставлю в покое тему транспортной доступности поликлиник. До любого другого филиала моей поликлиники я могу дойти пешком, но я не бабушка с клюшкой и не колясочник, а таким приходится в обязательном порядке ехать минимум с одной пересадкой. Но чтобы решить этот вопрос, не нужно общественное обсуждение. Нужно взять карту, вызвать умельцев из Мосгортранса и с ними обо всём поговорить.
Вопрос отдельных входов в поликлинику "для здоровых" (справки, рецепты хроникам и всё такое) и "для больных" (больняк по ОРВИ) - это то, о чем должен быть в курсе, кажется, второкурсник медфака. У ветеринаров зоогигиена на 3-м курсе, и там тоже учат разделять "чёрные" и "белые" потоки. Подозреваю, у врачей с этим в идеале серьёзнее.
Далее были:
- необходимость смс-напоминалок о записи к врачу. Актуально, иногда к нему запись через 2 недели. В придворной поликлинике реализовано.
- сотрудник, помогающий пациентам справиться с терминалами ЕМИАС. Актуально, в придворной реализовано.
- чтобы сотрудники регистратуры работали, а не чай пили и трендели. Ну вы поняли, что в моей придворной всё ок с этим.
Еще с десяток таких же предложений, так же давно реализованных в моей придворной поликлинике. Капитан Очевидность намекает чиновникам Мосгорздрава: ребята, перед вынесением чего-то на обсуждение есть смысл найти в своей же системе положительный опыт и распространить его, а то Тушино и Новогиреево как в разных городах живут.
Голосование на АГ проводится, на мой взгляд, не по самым актуальным вопросам. Хорошо, не про "ветёленькие" занавесочки, зато... про оценку работы врача по смс. Давайте не будем забывать, что медицина - не то чтобы сфера услуг. Критерий оценки вполне понятен: пациент выздоровел, стал хроником или умер. Если замотанный оптимизацией врач, который вынужден принимать пациентов через час-два после окончания времени приема, забыл кому-то мило улыбнуться, пациент может грамотному, спасающему жизни специалисту двойку поставить через 2-3 часа после того, как вышел из поликлиники и дополнительно накрутил себя при общении с соседями. И быть в восторге от 5 минут общения с тем, кто ничем ему не помог.
Тем временем есть реальные проблемы, которые сказываются на качестве лечения в поликлиниках. Лечения, а не оказания услуг. Любому, кто хотя бы не очень далек от медицины, ясно: лечение должно быть комплексным. Вот пациент ест таблетки, а вот у него реабилитация в обоснованные сроки. Что он там делает - диету ест или ходит на физиолечение - я не об этом сейчас. Но раз уж мы говорим о качественной и доступной медицинской помощи, может быть, начать с этих стандартов?
Я обратилась в поликлинику с болями в пояснице в конце января. Курс массажа начался 31-го марта. Нахрена мне все эти обсуждения, обещания и всё такое прочее, если: перед назначением лечения было проведено грамотное обследование; лечение было назначено правильно. Но это лечение запоздало не по вине врачей, а по вине оригинальной системы, когда пациент не может отменить визит к массажисту по ЕМИАС, не может его перенести, не может даже через регистратуру заранее предупредить, что извините, обстоятельства, не приду. Не смог - всё, сеанс "сгорел".
Так что именно нам предлагалось обсудить? Эффективность или "веселенькие занавесочки"?