london

Nov 04, 2011 18:03

Закончилась очередная поезка в Ливию: Триполи, Бани Валид, Завиа, Субрата и тд.

И вот я снова дома, вернулась накануне Bonfire Night. В прошлом году тоже вернулась (из Ирака) накануне этого дикого праздника, легла спать - и всю ночь грохот артиллерии. Кто бывал в Лондоне в эту ночь, тот поймет.

После череды довольно мрачных поездок по западной Ливии наиболее светлое впечатление оставила Завиа. У меня к ней какое-то особо теплое отношение. Там я работала в феврале и марте, когда город был оцеплен со всех сторон армией Хамиса. Десятого марта Завия пала, на площадь привезли фанатиков Каддафи с зелеными флагами, снесли центральную мечеть и кладбище павших в бою повстанцев. Накануне говорила по телефону с представителем революционного комитета, тихий и спокойный человек, но в ту ночь он говорил быстро, с дрожью в голосе. Когда город пал, его телефон перестал работать. Тогда я решила, что его либо расстреляли, либо бросили в Абу Салим. Но чудом он объявился этим летом и сообщил, что жив и что живет в подполье.

Сейчас в городе у людей удивительно отличное настроение. Была в гостях у одного аксакала, он нам в феврале помог. Сейчас он показал, как восстанавливают мечеть, куда перенесли кладбище. Была церемония, пришли люди, плакали женщины, бойцы стреляли в воздух, мальчишки пытались поймать гильзы. Уровень разрушения меньше, чем, например, в Мисрате, но и город сам намного меньше, так что не знаю, уместно ли сравнивать. Площадь Мучеников (теперь все площади в Ливии так называются) - примерно, как улица Триполи в Мисрате - разрушенные фасады, покрытые лентами революционных флагов, дыры от снарядов и проч. У людей приподнятое настроение, магазины и лавки открыты, на улицах много женщин, люди останавливаются с сетками в руках, приветствуют друг друга, угощают финиками и яблоками. Подходили даже, звали на чай, умоляли выпить с ними чая, наливали, радостно улыбались, даже если особо не о чем было говорить.

У аксакала ели кус-кус. Набежала толпа детей - фотографироваться. Показали последнее любительское видео, где промелькнуло лицо сына аксакала, который погиб, поднимая в городе восстание. Видео пересматривали несколько раз. Слышно, как на заднем плане повстанцы кричат наступающим солдатам: "Братья! Не стреляйте! Мы тоже ливийцы!" Как хорошо, что эта семья выжила. Самое мрачное впечатление, как всегда, от Бани Валида, где до сих под про-каддафийские надписи на стенах, народ недобрый, повстанцы тоже недобрые. Понравилась бригада из Субраты, охраняющая аэропорт - учтивые, эффективные, все у них четко и по существу.
Previous post Next post
Up