С 26 по 29 ноября ездили в Анабарский улус - там в основном живут долгане и эвенки. Пока грузились в самолет, разговорились с ребятами-артистами, которые летели на поселковый праздник. Позвали их в храм. «Нет, - отвечают, - мы язычники». Мы улыбаемся: «Ну, никогда не поздно!» И тут один парень говорит: «А зачем мне в храм? Я поклоняюсь духам - реке, ветру... А в Иисуса я верю, но не крещен».
Мать Кира попыталась что-то объяснить - не получилось. Обратилась ко мне: «Мати, объясни!» - а я и сама зависла. Я никогда с таким не сталкивалась. Обычно «вдушеверие» - это состояние крещеного, формально православного человека. Или «вера вообще», не во Христа лично. Но что подразумевал наш собеседник под словами: «Я верю в Иисуса»? Верю Ему как мудрому Учителю? Больше, чем Учителю? Симпатизирую Его учению? В какой части...
В тот же день уже в Саскылахе крестили двух детей и одного взрослого юношу. Мне надо было провести экспресс-катехизацию (тут без вариантов - священник приезжает раз в несколько месяцев на несколько дней, крестить с оглашением нереально). Что сказать за десять минут? Что-то эти люди знают, а главное - чувствуют. «Чтоб дите не болело» в Арктике не крестят. Но, очевидно, даже на уровне Символа Веры они христианской догматики не знают.
Попробовала рассказать конкретно о деле Христа: Кто Он, зачем приходил, для чего умер, что значит воскрес. Отталкивалась от того, что мы вообще живем очень тяжелой жизнью: болеем, тоскуем, мучаемся от бытовых проблем, некоторые вот по несколько месяцев солнца не видят. Потом мы умираем, и умирать нам очень не хочется, потому что будущее за гробом весьма туманно (этот концепт северным народам с их совершенно жуткой и безнадежной эсхатологией - пусть попробует кто-нибудь пролепетать что-то про пасторальную жизнь язычников! - хорошо понятен).
А Бог, Творец и Хозяин всего мира, всей природы, населяющих ее (конечно, населяющих) духов, самого человечества - нас жалеет и приходит к нам как человек, чтобы проложить нам дорогу в вечность и сделать нас родными Ему уже здесь.
По-моему, меня поняли, но, кажется, я что-то упускаю в объяснениях. Конечно, эти люди прочитают Евангелие (мы выдали им Евангелие в воскресный день и оставили несколько экземпляров «про запас»), мы еще при случае будем говорить о Символе Веры. Заповедь о любви к ближнему они и так знают и исполняют лучше меня.
Что бы вы еще добавили в мою экспресс-катехизацию?
О длительном оглашении, как я уже сказала, тут речь в принципе не может идти. Священник появляется раз в несколько месяцев, тут даже интернет неустойчивый и далеко не везде. К тому же, эти люди думают преимущественно по-якутски, а некоторые даже по-долгански. Так что катехизируем как сотника Корнилия - быстро, решительно.