Правмир предложил мне побеседовать с о. Вячеславом Рубским из Одессы про безусловную и небезусловную любовь и принятие в православии. Отец Вячеслав мне открылся с приятной стороны - книжка его про перезагрузку православной духовности мне показалась очередным поиском ответа на вопрос: «как похудеть, объедаясь на ночь?» (как человек все ещё толстенький, но уже похудевший на 15 кг, могу себе позволить шутить об этой намыленной веревке).
На самом деле, книжка неплохая, я просто не поняла, зачем.
Короче, сегодня вот поговорили.
Click to view
Главный тезис: Аслан рассказывает каждому только его историю. Абсурдный у нас Бог. Отец Вячеслав считает (вполне справедливо), что Церковь не учитывает этого предельного индивидуализма, пытаясь даже все «индивидуалистичные» фрагменты Писания типологизировать. Поэтому на некоторые запросы (типа желания безусловной любви, которая и есть тоска по Богу) современного человека, в котором эта индивидуальность развилась уже, кажется, до предела, традиционная православная духовность ответить не может. Но можно надеяться, что в Своей вечности Бог нас встретит именно как абсолютная, безусловно принимающая Любовь.
Я сказала, что это очень круто, но раз мы такого принятия ждём от Бога, то и сами должны Его принимать абсолютно. Даже когда Он молчит и когда Его вообще нет. Это и есть подвиг веры. Постметафизичненько так. Получается какая-то фейербаховщина про «Бога-по-образу-и-подобию-человека», но вот так наш абсурдный Бог, не похожий и не сводимый ни к чему существующему, и является в эту самую Свою Вечность. Мы верим в Него, и поэтому Он совершенно точно есть.