Вот сегодня попались мне два жж-юзера с, казалось бы, очень похожим мировоззрением. Но, по сути, мировоззрение у них противоположное.
Один жж-юзер - всем известная барышня
kin_grust со следующим тезистом (спор идет о венчании Великой Княгини Елисаветы Феодоровны - тогда еще лютеранки - с Великим Князем Сергием - православным - и дальнейшем принятии ее в Православие через Миропомазание и Покаяние):
"грех ее чиноприема - на синодалах, равно как и незаконный брак православного с еретичкой".
Другой жж-юзер - пока еще мало известен, поскольку бороздит просторы нашей блогосферки сравнительно недавно, а до того существовал на чрезвычайно увлекательном форуме популярного портала "Russian Line",
selsky_brigadir с тезисом против частого Причащения:
"Сверхчастое причащение на Руси - это новшество ХХ века" (там вообще-то длинный нудный диалог, кратко: уважаемый жж-юзер стоит на радикальной точке зрения, что причащаться достаточно от раза в месяц, до раза в многодневный пост, то традиция Русской Церкви).
Спорить о понимании 9 Апостольского правила и других правил, из которых проистекает требование причащаться ежевоскресно, я тут не буду. Но вот есть очевидное и однозначно толкуемое 66 правило 6 Вселенского Собора.
От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно восреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище. Ну и там дальше толкования есть, можно посмотреть.
Традиция Русской Церкви на этот канон попросту забила.
При видимой схожести, взгляды данных ЖЖ-юзеров крайне противоположные. Дарья полагает, что каноны следует блюсти несмотря ни на что (даже тот факт, что св. прмц. Елисавета - наша святая, причем одна из великих, не побоюсь этого слова, ее не убеждают). Сельский Бригадир полагает, что традиция позволяет толковать каноны как Бог на душу положит в далеком от буквального смысле.
Вы будете смеяться, но позиция Дарьи мне ближе (хотя, как нетрудно догадаться, я с ней далеко не согласна). И вот почему.
Да, Господь все обращает к вящей славе Своей. Да, в Синодальный период в Русской Церкви наблюдалось грубое нарушение канонов (браки с инославными хотя бы), но именно это нарушение обогатило нашу Церковь, например, такими святыми, как та же Елисавета Феодоровна. Но тем не менее.
Сам принцип, что можно нарушать каноны и толковать все "по-своему" ("в духе традиции"), - порочен. Раз начав, очень сложно остановиться.
Что ж удивляться, что в Церкви, в которой веками нарушалось одно правило (66 VI Всел.), в ХХ веке стали, по сути, нарушаться и другие (например,
6, 33 Лаод., коль скоро из ВСЦ мы выходить так и не собираемся).
И для пущей парадоксальности.
Тот факт, что многие русские святые считали практику редкого Причащения допустимой (а то и правильной), говорит в пользу того, что само по себе соблюдение или нарушение канонов святым не делает. Так что не спешите осуждать архиереев-экуменистов, типа покойного митр. Никодима.
А Церковь врата ада не одолеют.