Общепринятой версией появления города считается основание крепости в «усть Окы» Юрием (Георгием) Всеволодовичем. Летопись датирует это событие 1221 годом. С одной стороны, нашему городу повезло: точно можно проследить, когда он был основан, возраст других древних городов определяют по их первому упоминанию в летописи, то есть существует высокая вероятность того, что они старше указанных в летописях дат, но определить насколько достаточно трудно. С другой стороны, до настоящего времени продолжает существовать гипотеза о существовании протогородка («старого города») на Низовских землях, который послужил началом для Нижнего Новгорода. Кроме того, до нас дошли и фольклорные варианты истории основания будущей столицы Поволжья. Сегодня мы хотим предложить читателю альтернативный взгляд на то, как зародился город в месте слияния Оки и Волги.
Версия 1: Нижний Новгород основан Юрием Всеволодовичем в 1221 году
Юрий Всеволодович был князем Владимирским. Он появился на свет в 1187/89 году (летописные источники указывают различные даты). Вся его жизнь была связана с военными походами. Появление Нижнего Новгорода стало следствием борьбы Владимирского князя против камских болгар. Ещё в 1217 году болгары совершили набег на русские земли и дошли до Великого Устюга. Юрий Всеволодович задумал отомстить. Он направил войска под руководством своего брата Святослава против болгар. Они дошли до Ошеля и сожгли этот город. После такой карательной операции болгары запросили мира. Но гордый князь подобную просьбу отклонил. В 1221 году Юрий Всеволодович сам выступает в поход на болгар и отправляется к Городцу. Там его встречает второе посольство с той же просьбой. Князь вновь отказывается от мира. Третье болгарское посольство привозит богатые дары русскому князю, и только в этот раз князь дает согласие на перемирие. Чтобы сохранить за Русью земли при слиянии Оки и Волги, Юрий Всеволодович основывает здесь Новградъ. Строится первая деревянная церковь во имя Архистратига Михаила (впоследствии Архангельский собор).
Версия 2: фольклорный вариант - легенда XIX века
В полном собрании сочинений П.И. Мельникова сохранилась мордовская легенда об основании Нижнего Новгорода в стихотворном варианте. Однако большее распространение благодаря С.С. Гасицскому получил прозаический вариант предания:
«Ехал русский князь Мурза по Волге; на ту пору на горе мордва в белых своих балахонах молилась богу; спросил Мурза своих воинов: «Что это за березник мотается-шатается, к земле-матушке на восток приклоняется?» Посланные донесли, что это не березник мотается-шатается, а мордва своему богу молится; в бадьях у них стоит пиво сладкое, на рычагах висит яичница, в котлах янбеды (жрецы) говядину варят… Старики из мордвы, узнав о прибытии русского князя Мурзы, послали ему с молодыми людьми говядины и пива; молодые люди дорогой говядину съели, пиво выпили, а русскому князю Мурзе принесли земли да воды. Князь Мурза обрадовался этому дару, принял его за знак покорности мордовского племени и поплыл далее по Волге-реке; где кинет на берег горсть поднесенной ему земли - там быть, городу, где бросит щепотку - там быть селу. Так и покорилась русским земля мордовская и основан был Нижний Новгород».
Версия 3: фольклорный вариант - легенда о Дятле
Эта легенда во многом схожа с предыдущей. Только центральным персонажем в этой истории становится мордвин Дятел. У него огромная семья - восемнадцать жен и семьдесят сыновей. Всех необходимо обеспечивать, и вот он не покладая рук строит хижины для своих родичей на вершине гор, впоследствии получивших его имя. В это время на этих землях появился русский князь. У мордвина не было времени вникать, кто же посетил его края, поэтому он отправил своих сыновей с дарами для того, чтобы задобрить князя. Однако нерадивые отпрыски по пути съели всю провизию и опустошили кувшин. Тогда они набрали в пустой сосуд родниковой воды и вместе с землей принесли русскому князю. Последний не понял подобного подношения и разгневался на мордву. Однако положение спас смекалистый воевода, заявив, что таким образом мордва жалует пресветлому князю свои воды и земли. Такой вариант удовлетворил князя, и он основал на этих землях Нижний Новгород.
Версия 4: фольклорный вариант - легенда о Скворце
В полном собрании сочинений П.И. Мельникова можно прочесть и альтернативную версию, где ключевым действующим лицом признан Скворец и его многочисленное потомство:
«Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло…
Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, побежденного и связанного Ильей Муромцем.
Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбойником.
Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И отвечал Дятел:
- Если дети твои будут жить мирно и согласий друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камен и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские…
Долго толковали они.
Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении.
Тот обещал. Время шло.
Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки. И прозвалось то место «Дятловы горы». Умер за ним и Скворец.
Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, перессорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-Град Нижний, исполнил предсказание Дятла.»
Источник: Полное собрание сочинений П.И.Мельникова (Андрея Печерского), издание второе, том седьмой. СПБ, 1909, стр. 414
Версия 5: гипотеза о «старом городе»
Впервые идея о существовании города на месте Нижнего Новгорода появилась в XVIII веке. Пожалуй, эту мысль можно отследить у В.Н.Татищева в его «Истории Российской», где он писал: «6729 (1221). Князь великий Юрий заложи град от болгор на усть Оки реки, имяновав его Новград Нижний, бе бо ту первее град болгорский». Таким образом, в исторической литературе появилась концепция о существовании болгарского города на территории «будущей Нижегородчины».
В книге Н.М. Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» её автором приводится легенда об Абрамове-городке, согласно которой на территории нынешнего города находилось селение мордвина Абрама. Храмцовский утверждает, что услышал легенду у авторитетного «любителя старины». Якобы Абрамов-городок был осажден суздальским князем Мстиславом в 1171 году. В одном из сражений Абрам погиб, однако князю все равно не удалось закрепиться в городе, и он отступил к Суздалю. Летописных источников подтверждающих эту версию нет.
Эта легенда показалась достоверной известному нижегородскому писателю и краеведу П.И. Мельникову. Он отстаивал мысль о том, что ранее на окских землях располагался мордовский городок, находившийся под контролем суздальских князей. А появившийся в 1221 году город получил приставку «нижний» от того, что находился ниже «старого городка». Свою гипотезу Мельников доказывал, опираясь на местный фольклор, Софийскую II летопись и список «Нижегородского летописца». Однако историческим сообществом эта гипотеза была отвергнута, и к ней долгое время не возвращались.
Воскрешение идее о старом городке произошло в 1946 году и связано с именем профессора Горьковского пединститута Н.М. Добротвора. В своей научно-популярной брошюре он утверждал, что раньше на Дятловых горах находилось славянское поселение. Его захватил болгарский хан Ибрагим (Бряхим), в честь чего город был назван Брахимовым или Ибрагимовым. Однако согласно летописным источникам Брахимов находился на Каме, а не на Оке, и, соответственно, точно не мог быть протопоселением будущей столицы Поволжья. Историк И.А. Кирьянов отождествлял «Абрамов городок» и Бряхимов, обосновывая это этимологическим сопоставлением (Абрам < Ибрагим < Бряхим). Но уже в поздних своих работах он отказался от этой идеи.
Не менее диковинная концепция основания Нижнего появилась в работах профессора Горьковского университета Н.Ф. Филатова. Согласно его идеям, в XII веке в устье Оки существовал «старый город», который был подконтролен суздальским князьям, Нижний Новгород получил своё название от того, что находился ниже «старого города», основателем города стал не Юрий Всеволодович, князь владимирский, а его племянник ростовский князь Василько Константинович. Однако убедительных аргументов в пользу этой теории найти не удалось.
Легенду о «старом городке» разрушили и проведенные на территории Нижнего Новгорода археологические раскопки. Авторитетный археолог Т.В. Гусева пришла к следующим заключениям: самые ранние комплексы Нижнего Новгорода датируются XIII веком, более раннего культурного слоя обнаружено не было.
До сегодняшнего дня находятся поклонники идеи о том, что Нижний старше своего возраста. Однако убедительных доказательств, изменивших бы привычное представление об основании города, пока не найдено.