Разные версии основания Нижнего Новгорода

Sep 22, 2013 18:49



Общепринятой версией появления города считается основание крепости в «усть Окы» Юрием (Георгием) Всеволодовичем. Летопись датирует это событие 1221 годом. С одной стороны, нашему городу повезло: точно можно проследить, когда он был основан, возраст других древних городов определяют по их первому упоминанию в летописи, то есть существует высокая вероятность того, что они старше указанных в летописях дат, но определить насколько достаточно трудно. С другой стороны, до настоящего времени продолжает существовать гипотеза о существовании протогородка («старого города») на Низовских землях, который послужил началом для Нижнего Новгорода. Кроме того, до нас дошли и фольклорные варианты истории основания будущей столицы Поволжья. Сегодня мы хотим предложить читателю альтернативный взгляд на то, как зародился город в месте слияния Оки и Волги.

Версия 1: Нижний Новгород основан Юрием Всеволодовичем в 1221 году

Юрий Всеволодович был князем Владимирским. Он появился на свет в 1187/89 году (летописные источники указывают различные даты). Вся его жизнь была связана с военными походами. Появление Нижнего Новгорода стало следствием борьбы Владимирского князя против камских болгар. Ещё в 1217 году болгары совершили набег на русские земли и дошли до Великого Устюга. Юрий Всеволодович задумал отомстить. Он направил войска под руководством своего брата Святослава против болгар. Они дошли до Ошеля и сожгли этот город. После такой карательной операции болгары запросили мира. Но гордый князь подобную просьбу отклонил. В 1221 году Юрий Всеволодович сам выступает в поход на болгар и отправляется к Городцу. Там его встречает второе посольство с той же просьбой. Князь вновь отказывается от мира. Третье болгарское посольство привозит богатые дары русскому князю, и только в этот раз князь дает согласие на перемирие. Чтобы сохранить за Русью земли при слиянии Оки и Волги, Юрий Всеволодович основывает здесь Новградъ. Строится первая деревянная церковь во имя Архистратига Михаила (впоследствии Архангельский собор).


Версия 2: фольклорный вариант - легенда XIX века

В полном собрании сочинений П.И. Мельникова сохранилась мордовская легенда об основании Нижнего Новгорода в стихотворном варианте. Однако большее распространение благодаря С.С. Гасицскому получил прозаический вариант предания:

«Ехал русский князь Мурза по Волге; на ту пору на горе мордва в белых своих балахонах молилась богу; спросил Мурза своих воинов: «Что это за березник мотает­ся-шатается, к земле-матушке на восток приклоняется?» По­сланные донесли, что это не березник мотается-шатается, а мордва своему богу молится; в бадьях у них стоит пиво слад­кое, на рычагах висит яичница, в котлах янбеды (жрецы) говядину варят… Старики из мордвы, узнав о прибытии рус­ского князя Мурзы, послали ему с молодыми людьми говя­дины и пива; молодые люди дорогой говядину съели, пиво выпили, а русскому князю Мурзе принесли земли да воды. Князь Мурза обрадовался этому дару, принял его за знак покорности мордовского племени и поплыл далее по Волге-реке; где кинет на берег горсть поднесенной ему земли - там быть, городу, где бросит щепотку - там быть селу. Так и покорилась русским земля мордовская и основан был Ни­жний Новгород».


Версия 3: фольклорный вариант - легенда о Дятле

Эта легенда во многом схожа с предыдущей. Только центральным персонажем в этой истории становится мордвин Дятел. У него огромная семья - восемнадцать жен и семьдесят сыновей. Всех необходимо обеспечивать, и вот он не покладая рук строит хижины для своих родичей на вершине гор, впоследствии получивших его имя. В это время на этих землях появился русский князь. У мордвина не было времени вникать, кто же посетил его края, поэтому он отправил своих сыновей с дарами для того, чтобы задобрить князя. Однако нерадивые отпрыски по пути съели всю провизию и опустошили кувшин. Тогда они набрали в пустой сосуд родниковой воды и вместе с землей принесли русскому князю. Последний не понял подобного подношения и разгневался на мордву. Однако положение спас смекалистый воевода, заявив, что таким образом мордва жалует пресветлому князю свои воды и земли. Такой вариант удовлетворил князя, и он основал на этих землях Нижний Новгород.


Версия 4: фольклорный вариант - легенда о Скворце

В полном собрании сочинений П.И. Мельникова можно прочесть и альтернативную версию, где ключевым действующим лицом признан Скворец и его многочисленное потомство:

«Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло…

Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, побежденного и связанного Ильей Муромцем.

Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбойником.

Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И отвечал Дятел:

- Если дети твои будут жить мирно и согласий друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камен и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские…

Долго толковали они.

Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении.

Тот обещал. Время шло.

Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки. И прозвалось то место «Дятловы горы». Умер за ним и Скворец.

Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, перессорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-Град Нижний, исполнил предсказание Дятла.»

Источник: Полное собрание сочинений П.И.Мельникова (Андрея Печерского), издание второе, том седьмой. СПБ, 1909, стр. 414


Версия 5: гипотеза о «старом городе»

Впервые идея о существовании города на месте Нижнего Новгорода появилась в XVIII веке. Пожалуй, эту мысль можно отследить у В.Н.Татищева в его «Истории Российской», где он писал: «6729 (1221). Князь великий Юрий заложи град от болгор на усть Оки реки, имяновав его Новград Нижний, бе бо ту первее град болгорский». Таким образом, в исторической литературе появилась концепция о существовании  болгарского города на территории «будущей Нижегородчины».

В книге Н.М. Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» её автором приводится легенда об Абрамове-городке, согласно которой на территории нынешнего города находилось селение мордвина Абрама. Храмцовский утверждает, что услышал легенду у авторитетного «любителя старины». Якобы Абрамов-городок был осажден суздальским князем Мстиславом в 1171 году. В одном из сражений Абрам погиб, однако князю все равно не удалось закрепиться в городе, и он отступил к Суздалю. Летописных источников подтверждающих эту версию нет.

Эта легенда показалась достоверной известному нижегородскому писателю и краеведу П.И. Мельникову. Он отстаивал мысль о том, что ранее на окских землях располагался мордовский городок, находившийся под контролем суздальских князей. А появившийся в 1221 году город получил приставку «нижний» от того, что находился ниже «старого городка». Свою гипотезу Мельников доказывал, опираясь на местный фольклор, Софийскую II летопись и список «Нижегородского летописца». Однако историческим сообществом эта гипотеза была отвергнута, и к ней долгое время не возвращались.

Воскрешение идее о старом городке произошло в 1946 году и связано с именем профессора Горьковского пединститута Н.М. Добротвора. В своей научно-популярной брошюре он утверждал, что раньше на Дятловых горах находилось славянское поселение. Его захватил болгарский хан Ибрагим (Бряхим),  в честь чего город был назван Брахимовым или Ибрагимовым. Однако согласно летописным источникам Брахимов находился на Каме, а не на Оке, и, соответственно, точно не мог быть протопоселением будущей столицы Поволжья. Историк И.А. Кирьянов отождествлял «Абрамов городок» и Бряхимов, обосновывая это этимологическим сопоставлением (Абрам < Ибрагим < Бряхим). Но уже в поздних своих работах он отказался от этой идеи.

Не менее диковинная концепция основания Нижнего появилась в работах профессора Горьковского университета Н.Ф. Филатова. Согласно его идеям, в XII веке в устье Оки существовал «старый город», который был подконтролен суздальским князьям, Нижний Новгород получил своё название от того, что находился ниже «старого города», основателем города стал не Юрий Всеволодович, князь владимирский, а его племянник ростовский князь Василько Константинович. Однако убедительных аргументов в пользу этой теории найти не удалось.

Легенду о «старом городке» разрушили и проведенные на территории Нижнего Новгорода археологические раскопки. Авторитетный археолог Т.В. Гусева пришла к следующим заключениям: самые ранние комплексы Нижнего Новгорода датируются XIII веком, более раннего культурного слоя обнаружено не было.

До сегодняшнего дня находятся поклонники идеи о том, что Нижний старше своего возраста. Однако убедительных доказательств, изменивших бы привычное представление об основании города, пока не найдено.

Основание, город, летопись, Нижний Новгород, князь, доказательство, день

Previous post Next post
Up