Feb 23, 2010 21:04
Мердок А. Бегство от волшебника: роман [пер. с англ. И. Трудолюбовой]. - М., 2010
Случалось ли вам испытывать совершенно внезапно и даже не совсем к месту приступы такой дикой радости, когда даже боишься пошевелиться, чтобы не спугнуть? Ловишь себя на мысли, что так нельзя - и не можешь унять дрожи в коленях. Страшно так радоваться прикосновению к человеку, которого знаешь уже больше 16 лет, но настолько безнадёжно пророс в него, что боишься открыть глаза. Вдруг это сон? И вот ты касаешься его губ своими сухими губами. А он колючий и настолько родной, что даже больно дышать, но невозможно оторваться, потому что не хочется за порог отпускать, хоть и на несколько дней. Отпустила. Теперь остаётся только читать книжки и писать о них.
Последняя глава прочитана - закрываю книгу. Меня с головой захлестнула такая благостная тоска, такой слюнявый и сопливый фатализм, какой бывает только после разговоров с обречёнными больными - так что никому советовать прочитать ЭТО я не могу. Я не в адеквате сейчас и рассказывать в моём сегодняшнем настроении об этой книге не могу, но буду. Так что если кто и прочитает мою писанину - не принимайте близко к сердцу.
XX век. Конец 1940 г.г. Начинается действие романа в солнечный день пятницы, когда у школьников принято радоваться свободной от занудных учительских нотаций жизни и искать приключений на свою голову. Юная нежная и прелестная во всех отношениях 19-летняя Анетта бросает элитную британскую школу Рингхолл (попутно осуществляет свою мечту прокатиться на хрустальной люстре в столовой - ах, как здорово сверкают и звенят хрустальные подвески!) и устремляется изучать "Школу Жизни". Нужно сказать, что эту Школу уже посещают её знакомые, взрослые герои романа, жизнь которых можно назвать Кругом действительности, ибо они совершают один за другим поступки, которые приводят к целой цепи последствий. Характер героя полностью раскрывается в его способности понять себя, осознать природу своих действий и раскрыть в себе лучшие качества или, наоборот, поддаться тёмной стороне своей натуры.
Питер Сейуорд, учёный историк 45-ти лет, положивший жизнь на алтарь науки, посвятивший себя расшифровыванию кастанских письмен. Самый светлый образ - страсть к научной истине его единственный порок, так что он, кажется, счастливее других. В конце романа он единственный получает отпущение грехов.
Джон Рейнборо, старинный приятель Сейуорда, воплощение алчущего карьериста. Что сделает его счастливым? Несчастный рационалист сбегает из-под венца... Он счастлив последовать за своими основными инстинктами - а главный, конечно, инстинкт самосохранения.
Роза Кип, возлюбленная Сейуорда, которая не отвечает ему взаимностью и предпочитает плыть по течению Жизни. Она оказывается жертвой своего желания властвовать над людьми и оказывается во власти (моральной и физической) молодых и сильных братьев Лисовичей. И Миши Фокса.
А кто же волшебник? Некий персонаж "владелец домов и пароходов" Миша Фокс - притча во языцех. Весь роман герои то ждут его приезда, то оказываются у него на приёме, то на вилле и т.д. На мой взгляд, самый несчастный человек из всех. Порочный? Безусловно. Но, временами абсолютно беззащитный и даже беспомощный.
Вряд ли можно описать всю галерею образов в романе. Оставим второстепенных персонажей в круге их незначительной жизни.
Заканчивается роман символическим очищением - дождём. Как неуклюже падают большие капли воды! "Струи ударяют в крону раскидистого, занимающего собой почти всё пространство между стенами платана, дождевая вода сбегает по листьям и ветвям и падает вниз, образуя на оголённой земел широчайшую лужу. Отяжелевшая от влаги масса листьев колыхалась под резкими порывами ветра. Наблюдая этот водопад, Питер тихо насвистывал, подражая какой-то птице. Потом отвернулся от окна в темноту комнаты, наполненную как всегда, глубочайшим молчанием, в котором можно было расслышать тихое дыхание книг".
настроение,
Литературная гостиная