Прочитала «Путешествие на Берег Маклая» - дневники о пребывании на Новой Гвинее, официальные выступления, письма научному сообществу, антропологические заметки Миклухи-Маклая за его 11 или 12 лет пребывания в этой местности.
Главные выводы:
Когда идешь знакомиться - не бери с собой револьвер. Хочешь, чтобы доверяли - сам доверяй, даже если к этому нет оснований. История о том, как идя в деревню к туземцам размышлял, брать ли револьвер и не взял, а после радовался, т.к. не знал, имея револьвер, смог ли бы он проявить такое хладнокровие и спокойствие в ответ на показную агрессию туземцев.
Хочешь чтобы уважали - веди себя достойно, всегда держи слово, не давай обещаний, которые не сможешь выполнить. Еще несколько исследователей на разных островах Новой Гвинеи были или убиты или ограблены, а Маклай не брал с собой белых принципиально, что бы те своим поведением не подорвали авторитет белого человека.
На неудобные вопросы отвечай аллегорией - чтобы и не обмануть и авторитет не потерять. Когда Маклая спросили, может ли он умереть как все папуасы, после недолгого раздумья дал туземцу копье и предложил проверить - никто не стал проверять, но зауважали.
При заговоре, интригах, опасности - иди им на встречу. Когда Маклай узнал, что двое жителей отдаленой деревни задумали убить его и забрать много добра из его хижины - сам приехал в деревню, собрал вместе отцов семейств, позвал этих двоих и рассказал, что эти двое хотели его убить и сегодня у них есть такая возможность т.к. он один, без слуг, ночует в их деревне и они могут выполнить задуманное. Весть быстро разнеслась по всем деревням внушая страх.
Если хочешь что-то запретить страхом - не придумывай страшное, дай фантазии пугаемых время напугать самих себя. Когда жители деревни Бонгу, по соседству с Маклаем, решили объявить войну жителям горных деревень, Маклай долго разумно отговаривал, потом сказал что они не пойдут воевать иначе случится ужасное, что ужасное не стал говорить - сказал сами увидят, если пойдут. Вскоре к нему пришли туземцы спрашивая, ужасное - это землетрясение? Маклай сделает землетрясение? Бонгу не воевала с горными жителями, т.к. тогда было бы землетрясение и жители других деревень пошли бы войной на Бонгу как виновников этой общей беды.
Причина войн часто мнимая, но для воюющих она реальна. Жители Горенду и Бонгу планировали напасть на горные деревни т.к. считали, что две смерти в Горенду (одна от болезни, другая от укуса змеи) произошли из-за того, что кто-то изготовил онима - заколдовал какую-то из их вещей, чтобы навлечь на них беды.Они обсуждали, кто мог быть недоброжелателем убитых, каждый к рассказу присоединял и своих врагов - остановились на двух деревнях, корые могли не желать им добра, не могли решить какая - решили напасть на обе.
Войны прерывают экономические связи не только враждующих, но и нейтральных деревень, т.к. к ним боятся ходить опасаясь, что они уже на стороне противника. Хоть войны там не кровопролитные, скорее походили на серию взаимных вендетт, но главной эмоцией становится страх, что тебя убьют.
Блага цивилизации доставшиеся до того, как до них доросли, не приносят счастья. Все должно доставаться народам и отдельным людям тогда, когда они уже доросли до этих благ и могут ими воспользоваться. Маклай сравнивает попуасов Берега Маклая и берега Попуа-Ковиай. Вторые уже имели торговые отношения с малайцами и с белыми, использовали металл, знали огнестрельное оружие, ценили золото, серебро и ром. Однако их войны стали кровопролитными. Они усвоили, что можно ограбить и отобрать имущество. В результате страха нападения и ненадежности договоров перешли к намодному образу жизни, живя в пирогах и нигде не останавливаясь на долго. Не имели плантаций, хотя по берегу Маклай видел высаженные кокосовые пальмы - признаки того, что там когда-то были деревни. Жители этих местностей постоянно боялись набегов с целью захвата в рабство или грабежа. И сами в таких набегах участвовали.
В другой раз Маклай ездил на Новую Гвиняю с христианскими миссионерами. Отметил, как быстро исчезают традиции попуасов, т.к. в основе всех ритуалов верования не совместимые с христианством. Так же отметил, что вслед за миссионерами приходят торговцы, предлагая ром, наркотики, оружие... и жизнь в принципе начинает разрушаться.