По дороге в Нимрану (из серии, «есть ли жизнь за МКАД?»)
На выходных, впервые за 9 месяцев в Индии, мы предприняли попытку выехать за пределы Дели. На своей машине по ИХ дорогам. Цель путешествия - крепость Нимрана, она же - дорогой отель, она же - одна из ближайших достопримечательностей из серии «не поживешь, не найдешь».
Короче, запаслись бутербродами, питьевой водой и таблетками от пон…са, загрузились в свою машинку и поехали. Первое правило туриста - везде бери свою еду. Стрит-фуд есть не будешь 100% (даже я не пытаюсь), воду, а не пепси, редко встретишь. Прежде, чем все-таки попробовать, второе правило: убедись, что взял таблетки от по…са.
Варианты придорожных кафе. Кажется, даже местные не рискуют туда заглядывать.
Орешки с чипсами и свежевыжатый тростниковый фреш. VIP, конечно.
Выпить и закусить: рюмочная "Счастье дальнобойщика" и передвижная жевачно-табачная лавка.
Самый безопасный и беспроблемный день для путешествия - воскресенье. В воскресенье индийцы куда-то испаряются. Дороги становятся замечательно пусты, т.е. где-то процентов 80 долбоящеров, которые в будни выносят мозг и нервы, сидят по домам, не лезут под колеса, не подрезают, не запрыгивают на капот, не въезжают в бочину, не царапают двери и даже зеркала не отрывают. Короче, белый человек может ехать более-менее спокойно. Окончательно, конечно, расслабляться не стоит, ведь 20% долбоящеров все еще остаются на дорогах…
Выезжаем в Индию. Она начинается не сразу, а милостиво постепенно: сначала вырастая в виде моллов Гургаона, плавно перетекая в новострой Манесара и, наконец, обваливаясь всей своей красочностью штатом Раджастхан со всех сторон. Поясняю: Гургаон - это южноделийский = хороший, дорогой пригород, отстроенный в «чистом» поле в последние 5-7 лет. «Чистом» беру в кавычки. Те, кто читал мои предыдущие посты, поймет, почему. В Гургаоне сосредоточены все современные моллы, вокруг высятся новостройки частной застройки, позади них слой помойки (это нормально), и опоясывают все огромные, как пчелиные соты, офисы. Их тыщщи и тучи, все современные MNC (multinational companies), транснациональные корпорации, имеют здесь свои. С виду впечатляет здорово: зеркальное стекло, рубленые формы, много интересных дизайнерских решений, все блестит-сверкает, по периметру деревца с цветочками, газоны (!!!) - признак процветания и западничества. Ночью это превращается в вакханалию неоновых логотипов и цветного света.
Очень круто, очень красиво. Главное, не смотреть вокруг, чтобы не смазывать впечатление от такого продвинутого хай-тека. Вокруг, как нетрудно догадаться - Индия. С лачугами, коровками, тряпочками, тётушками, бездомными, мусором, рикшами и всякими запахами.
Офисы класса «В».
За Гургаоном новенький свеженький город Манесар. Ну, по-типу нашего Краснознаменска или Чехова.
Так из окна глянешь - родные березки. У меня нет идей, почему там так чисто, современно, дорого, и кто там живет. Точнее, как они зарабатывают на жизнь, если там живут? Дальний спальный район, явно для мидл-класса. Может, это как раз офисный планктон из Гургаона? Вполне вероятно, потому что до Дели на работу далековато.
Отмечу качество дороги: в «ту» сторону - отличное. На всем протяжении пути середина была разворочена бульдозерами, велись работы по расширению и висели таблички «Inconveniences regretted» («Неудобства сожалеются»), что, на мой взгляд, является довольно хамской формой вежливости. Встречные полосы отделены не просто газончиком, а лесополосой с бетонными блоками. В полной мере оценить это можно только ночью, когда индийский машинопоток едет сплошняком с дальним светом.
Вдоль дороги там да сям стоят, затаясь, индийские грузовые монстры.
Это у меня не линза на фотоаппарате запотела, это реальная пылища на дороге! Расстояние до грузовика около 10 метров, сизая плотная дымка висит на всем пути.
Когда замечаешь, что стоянка дальнобойщиков тянется 500 метров и на столько же уходит вглубь, а через 2 столба начинается новая, начинаешь понимать масштабы этой страны. Это сколько же грузов и в каких невероятных объемах перемещается по Индии! Это же какой бездонный рынок! Потрясающее ощущение для маркетолога!
Физика, центр тяжести, равновесие - эти понятия на хинди не переводятся.
Другой вопрос, что рынок этот, при всех своих фантастических объемах, остается абсолютно закрытым, точнее, замкнутым на самом себе. Кому здесь нужен грузовик Вольво за 140 000 евро (тут и денег таких не знают), когда есть Тата за 10 000 долларов и меньше?! Причем, в Тату можно нагрузить столько, что Вольво трижды лопнет от зависти! Не потому, что у Таты грузоподъемность больше или кузов объемнее, а потому что в Индии ее будут нагружать, пока днище об асфальт не зашаркает.
Или те же стройматериалы, всякие современные технологии и экологичные решения. Кому и на что они тут сдались? Качество в Индии, как я поняла, вопрос политический и социальный. Излишнее качество… вообще вредит экономике! Допустим, вбухал штат миллион долларов в качественные материалы. Отстроили из них, допустим, дом какой-нибудь, государственный. И даже технологию соблюли (что по местным меркам уже просто из разряда фантастики). И что дальше? Ну, будет стоять этот дом лет 50, и сноса ему не будет. Это же бедствие для штата! Во-первых, отпадет нужда строить еще раз такой же дом, т.е. нельзя будет еще раз уворовать всей цепочке заинтересованных. Во-вторых, сколько людей остается без куска хлеба мешка риса? Иная картина, ежели собрали по-быстрому по-индийски домик, уперли все, кто хотел и был допущен, что кому надо, 3000 человек весь сезон работали и зарабатывали, семьями там же и жили, а часть и после стройки прямо под забором и осталась… Подрядчик доволен, местные производители довольны, рабочая сила трудоустроена, ответственные нахапали, потребитель получил свой дом, штат отчитался перед центром. В следующий сезон дождей этот дом смоет на хрен в незакопанный котлован и весь строительный цикл начнется заново!
Два сооружения посередь непонятно чего. Зачем???!!!Вот в чем прелесть, вот вам наглядная иллюстрация индийской философии колеса сансары и перерождения! В Индии это понимают без слов, а европейским маркетологам приходится разъяснять, как малым детям. В общем, здесь пока приживаются только люксусные тряпки. Fashion-индустрия первой промыла мозги потребителю, убедив его, менять гардероб, не когда сносится, а когда выйдет новая коллекция.
Ну, вот, значит, едем мы вдоль почти родных пейзажиков. И открывается нам следующая картина: советские плакаты 20-х годов про электрификацию всей страны и дымящие трубы заводов.
И если у нас «отцы Фёдоры» мечтали втихаря о свечном заводике, у них эти мечты реализовались в кирпичных артелях. Грязи кругом уйма, ОТК и ГОСТы отсутствуют, так что ставь трубу и копти небо на здоровье. Дымка на фото - как раз смог от этих заводиков.
Продам слоган, недорого: «Водафон - наше дело труба».Когда фотографируешь из окна машины, обычно получается не очень из-за разных мешающих предметов. Чаще всего - проводов. Но в данном случае они сами стали объектом съемки. Индия-таки поражает объемами. Закидывают провода прямо барабанами на столбы. Их толщина с индийскую руку, а то и ногу.
Возвращаемся обратно на дорогу. Стиль индийского вождения называется «дайте хоть кого-то подрезать, иначе ехать не могу». На пустой трассе индийский водитель больше 80 не выжимает. Ему не интересно, он впадает в прострацию и почти засыпает. Но стоит показаться на горизонте хоть одной машине (а лучше плотной кучке), индиец вскипает, догоняет, подрезает самым наглым и опасным способом, перестраивается 3 раза, загораживает путь и в итоге сбрасывает газ в метре от тебя ровно посередине двух полос. Друзьям нашим такой шумахер (шоб он был здоров!) на скорости 120 км/ч снес половину переднего крыла и зеркало (на пустой дороге ему понадобилось перестроиться), потерял свой задний бампер и треть багажника… и даже не остановился! В общем, для дальнейших поездок по стране я подумываю установить на нашу машинку крупнокалиберный пулемет. Просто пока еще не знаю, где они продаются.
Самые стремные и ненормальные в трафике - хрустики, т.е. мотоциклисты. Они ездят так же, как описано выше, только на 2-х колесах. Смотрят куда угодно, кроме дороги. И еще у них чаще всего нет зеркал.
Индийские ребята проблемы своего дорожного движения знают и с удовольствием обсуждают в прессе и на всяких конференциях. Правда, не меняют ни фига. Зато честно предупреждают туристов. Ну, где еще с такой замечательной прямотой назовут туристический автобус «Паникеры»? То есть, если вы собрались в Индию, не стоит отказываться от страховки.
Оценка водительского мастерства - состояние туристов. Тут, кажется, водиле «НИЗАЧОТ».
Вот они, боевые кони индийские кони. Суровые, потертые, готовые в любую секунду броситься тебе наперерез.Как ни странно, самыми адекватными на дороге являются грузовики. Раздолбанные, перегруженные, без зеркал и лобовых стекол (очень часто!), они ползут себе потихоньку под 80 км/ч в любое время дня и ночи. Они не перестраиваются (видимо, слишком тяжело), что очень облегчает жизнь. Правда стоит помнить, особенно если едешь параллельно, что и в поворот они входят так же, т.е. по прямой линии и на тех же 80-ти км/ч (в Индии ограничение для большегрузов 40 км/ч). Рельеф дороги, радиус поворота, освещенность местности и окружающие машины значения не имеют. Нас такой «дружище», груженый 15-ти метровыми железными прутами (незакрепленными, естественно), чуть не вымел, как веником, в кювет. Но в основном грузовики не опасны. Страшные картинки на бортах рисуют, скорее, для авторитету:
Когда мы, наконец, добрались до Нимраны, нам пришлось сделать правый поворот прямо поперек хайвея. Поясню: в Индии движение правостороннее. Т.е. представьте, если бы я на Ленинградке или Волоколамке (где 10-ти метровый газон разделяет встречку) просто взяла бы и повернула под углом 90⁰ налево… Ну, а мы так сделали, поперек всего, потому что больше вариантов не было. Нырнули в какую-то дырку, протолкались через рынок, продрались по жилым кварталам и уже там, внутри, увидели картонную табличку «Neemrana тут». Очень индийский способ указания дороги, идентичный нашему Третьему кольцу. Не устаю подчеркивать, как много у нас общего. Особенно, что касается идиотизма.
Яйца судьбы.
На обратном пути мы очень спешили успеть до темноты. Но где-то в 6 вечера свет погасили, а фонарей в этой стране еще не изобрели. Или англичане не построили. Трасса, кстати, федеральная. Ехать пришлось на ощупь. Супруг сидел, пригнувшись и закрыв глаза, по его меткому определению, «как в БТРе», потому что в зеркала бил ослепительных свет придурков сзади.
Вы что-нибудь видите? И я нет. Так и ехали.
Догадываетесь, что это за две белые точки в просвете между грузовиками? Угу, это кому-то понадобилось поехать по ЭТОЙ половине дороги в противоположную сторону. Ну, надо человеку вдруг. Скорость у всех под 90. Последний раз я такое видела в Матрице-2, Голливуд любит подобные кадры.
Ребята возвращаются домой. Женщины и дети внутри на сиденьях. Итого около 12 человек + водитель. Хорошо, что у них гармошек нет, а то было бы тесновато.
В выходные было много свадеб. Народ украсил машины. Теперь будет ездить так, пока вороны не склюют весь декор. Это вам не ленточки под капот навинтить!
В общем, первая поездка за МКАД в Индию оставила двоякие впечатления. С одной стороны, нам повезло увидеть реальные масштабы страны и национального бедствия состояния. С другой, хорошо, что перед поездкой я скушала валерианочки. Теперь на американских горках я не то, что кричать не буду, я там, блин, смогу крестиком вышивать!
Мы целы, здоровы, полны впечатлений и, надеюсь, сможем выбраться куда-нибудь еще. Хорошо бы, с помощью телепортации…
P.S.
Не знаю, что такое PG. В объявлениях предлагается для девочек и мальчиков.