Бывают предложения, от которых невозможно отказаться. И вот уже который год я никак не могу отказаться от участия в Mazda Sport Cup. Причин тому много: и любовь к автоспорту, и возможность встретиться с коллегами, которые также регулярно принимают участие в профессиональном состязании, и, безусловно, желание испытать свои силы за рулем автомобиля на одной из кольцевых трасс России.
В этот раз уровень соблазна зашкаливал: ведь команда Mazda решила организовать финальные соревнования не где-нибудь, а на свежепостроенной трассе Сочи Автодрома, которая менее чем месяц назад принимала первый в истории Гран При России Формулы 1.
Пройдя отборочные испытания (в них помимо навыков вождения надо было еще продемонстрировать хорошие результаты в тестах на реакцию, выносливость и знания в области автоспорта), претенденты делятся на команды по количеству набранных баллов. Те, кто едет помедленнее, попадает в зачет CLUB. Они выступают на автомобилях Mazda 3 sport с автоматической коробкой передач.
Самые быстрые попадают в зачет PRO и далее едут за специально подготовленных Mazda Aori. Mazda Aori - это гоночные автомобили, построенные на базе Mazda MX5. Помимо усиленных тормозов и улучшенной аэродинамики, а также облегченного кузова и МКПП эти машины обладают важными признаками гоночного автомобиля: каркасом и системой пожаротушения и отключения массы. Так что на гоночном треке на них ехать не то что не опасно и не страшно, а наоборот даже весело.
Но самое интересное даже не это. Если в прошлые годы мы состязались на время в обоих зачетах, то в этот раз Mazda придумала кое-что намного актуальнее.
Если в зачете PRO участники кубка ехали на лучшее время, то в зачете Club появилась интрига другого характера. Сейчас одной из важнейших опций автомобиля является его ЭКО (не путать с ЭГО). ЭКО - это и экономичность, и экологичность. Так вот, чтобы быть в тренде, Mazda организовала гонку в зачете Club в жанре «эко». Побеждал в гонке тот экипаж, расход топлива которого за одинаковое количество кругов составлял минимальный объем. Определялось это с помощью счетчика при дозаправке.
Ну а общий результат команды, в состав которой входило два участника зачета PRO и три участника зачета Club, складывался из всех показателей с учетом штрафных баллов.
Для журналистов соревнование проходило в два дня. В субботу состоялись отборочные тесты и заезды. Исходя из показанных результатов формировались команды. А затем эти команды выступали в финальном зачете. Во второй день к журналистам присоединились владельцы автомобилей Mazda и корпоративные клиенты. От журналистов в финалы проходило две команды из семи.
Забегая вперед, скажу, что нам в этот раз не повезло. И виноваты в этом были все участники нашей команды, особенно в зачете Club. Но удовольствия мы все равно получили немеряно!
Первая половина субботы была пристрелочной. Помимо различных тестов у каждого участника была также возможность сделать один пробный круг по трассе, чтобы понять, что она из себя представляет, и как ее лучше проходить. Наша группа ехала последней, и ко времени нашего заезда пошел неприятный мелкий дождь. Задачи «гнать» не было, я ехала методом «дачника с рассадой», чтобы прочувствовать состояния полотна (скользкое и не накатанное, ибо совсем свежее) и рельеф. Трасса оказалась необычной, скоростной и с несколькими сложными поворотами, которые выглядят совсем не так, как есть на самом деле. Хорошо, что спортивные организаторы во главе с Сергеем Балдиным поставили дополнительные ретардеры на длинных разгонных прямых. Это позволило снизить нагрузку на двигатели и тормоза автомобилей и сохранить их на все два дня. Хотя честно говоря, нагрузка распространялась только на Aori. Эко гонка была гонкой правильного расчета и баланса скорости, времени и нагрузки на педаль газа.
Вторая половина субботы была «командной». Начинали соревнования «ЭКОлоги». Мы разделили 90 минут, отведенные на эко-гонку на 17 необходимых кругов, вычислили нужное время прохождения дистанции и среднюю скорость, рассчитали, кто сколько кругов и какой километраж должен проехать, и стартовали. Я была замыкающей, поэтому ошибку в расчетах, которую мы допустили, не посчитав снижение скорости в зоне питлейна, пришлось компенсировать мне. В итоге на прохождение дистанции у меня осталось намного меньше времени, чем требовалось.
И тут мы допустили еще одну ошибку. По условиям соревнования, за каждый пропущенный круг команда пенализируется штрафом в 300 мл топлива. Если бы мы не торопились, наши потери были бы намного меньше.
Да, мы проехали ровно требуемое количество кругов и финишировали вовремя, но зато и расход у нас вырос очень прилично по сравнению с соперниками: почти в два раза. Если у победителя расход топлива был в среднем 6,7 литра на 100 км, то мы за счет последних кругов продемонстрировали 11,4. Представляете, какой шок мы испытали, когда в воскресенье одна из команд финалистов из лагеря владельцев Mazda продемонстрировала в эко-гонке расход в 22 литра!!!
Субботний подсчет очков и штрафов проходил долго и довольно трудно. Сбитые конуса, пересеченные белые линии, превышение скорости на питлейне и многие другие провинности штрафовались временным гандикапом. На момент объявления призеров и победителей никто из нашей команды ни на что не рассчитывал. Шестое место… не мы. Пятое - тоже не мы. Переглядываемся. Ничего не понимаем. Четвертое - тоже мимо. Но ведь не может быть! И вот третья ступенька подиума - и тут вызывают нашу команду! С учетом того, что мы были уверены в последнем результате, счастью не было предела. Одно «но»: мы не проходили в финалы и воскресенье было для нас свободным днем. Утешительный приз.
Зато в воскресенье у нас была возможность сходить в местный автомобильный музей и понаблюдать со стороны за гонкой. Для помощи командам в Сочи были приглашены в качестве тренеров именитые российские автогонщики. Среди них Владимир Гольцов и Наталья Гольцова, Борис Шульмейстер, Владислав Кубасов, Александр Потехин, Владимир Шешенин и другие. Они принимали самое непосредственное участие в работе команды и давали важные и нужные советы как, например, по правильной траектории прохождения дистанции, так и по способам экономии топлива и расчету скорости.
Во второй половине дня зарядил дождь. Сначала мелкий и нудный, он затем перерос в плотные потоки воды, и некоторое время даже ходили разговоры о прекращении гонки. Но никто не сдавался, хотя наименее приятные эмоции испытывали пилоты класса PRO - ведь mazda Aori - открытые автомобили.
Финальное соревнование состояло из двух гонок. Результаты засчитывались по итогам обеих. К сожалению, результаты первого заезда были аннулированы по техническим причинам, второй же поставил участников уже в очень сложные условия: помимо дождя, на трассу опустилась ночь. Скорости упали, количество сбитых конусов резко увеличилось, ребята устали. Однако соревнование было доведено до конца, победители названы, награды розданы. Победители будут участвовать зимой 2015 в Mazda Ice Race в Екатеринбурге.
P.S. Хорошо быть журналистом. Надеюсь, что в Екатеринбург мы поедем тоже - а, значит, ждите репортаж J