Немного задержалась я с отчетом по Truck Battle 2011, которая состоялась в последний уикэнд июля на трассе Смоленского кольца.
Зрелище это было яркое и жаркое, во всех смыслах этого слова - ибо погода, особенно в первый день - субботу - задала всем жАру.
Но поскольку само событие по масштабу явно перекрывало погодные катаклизмы, то на такую мелочь, как изнуряющий зной, никто особо не обращал внимания.
ОБЩЕЕ
Пятница была первым днем, когда проходили различные техинспекции, тренировались и настраивали свои авто.
Надо сказать, что расписание было исключительно насыщенным - помимо грузовиков приехали и другие гоночные серии, правда, российские: Lada Granta, Легенды и митджеты. Поэтому паддок и боксы были плотно забиты автомобилями - это с учетом того, что грузовики, естественно, из-за своих размеров могли базироваться только на улице. Стандартные боксы для них слишком малы.
Грузовики приезжают к нам уже второй год подряд, примерно в одно и то же время. В 2010 их гонку приурочили к открытию автодрома Смоленское Кольцо. Но всем так понравилось, что решили продолжить.
В этот раз приехало 13 тягачей (так же, как и в прошлом). Будь их меньше 12-ти - гонка могла бы и не состояться: FIA (международная автомобильная ассоциация) имеет право ее в этом случае отменить. Такое малое количество вполне объяснимо: делать визы, проходить таможню, долго ехать - все это довольно утомительно. При этом времени занимает немало, а для многих пилотов - гонки это хобби, и дома их ждет другая, хорошо оплачиваемая работа. Променять одно на другое нельзя, а совместить не всегда получается.
Тем не менее, в этом году таможня и дорога заняли рекордно малое время. Если прошлым летом на границе провели 28 часов из-за отсутствия должной подготовки (бумаги были заполнены неправильно, у многих были проблемы с документами), то в этот раз, прибыв после полуночи на пост в Себеж (ехали через Латвию), за 6 часов прошли границу и в 8 вечера были уже на автодроме под Смоленском.
Из россиян честь страны в этом году отстаивал только Александр Львов на ярко-желтом тягаче MAN под номером 8, выступающий за команду Team Allgauer. Михаил Коновалов, который гонялся в 2010, в этот раз совмещал функции организатора с функциями комментатора. Да еще, бедолага, накануне, неудачно прыгнув, раздробил косточку в пятке, так что ходил на костылях и в гипсе.
ПРАВИЛА
По регламенту проходит по две гонки в день, т.е. всего 4 за уикэнд. Регламент довольно свободный, но все равно есть ограничения. Главное - это моношина, более того, в этом году ввели еще и шинную лотерею, так как многие команды жаловались на жульничество. В лотерее разгрываются номера комплектов покрышек, которые потом получают команды.
Кстати, на день (две гонки) на каждый тягач положено 6 шин, так чтобы две можно было заменить после гонки. Другие ограничения связаны с нагрузкой на оси, положение кабины и каркасом безопасности.
Есть ограничения по скорости на трассе - не выше 160 км/ч, в противном случае гонщик получит такие пенальти, что не обрадуется. Во время прогревочного круга, когда грузовики следуют за пейскаром, скорость не должна превышать 70 км/ч
Тягачи обладают двигателями объемом в 12-13 литров, оснащенными одной турбиной, которая и позволяет развивать мощность свыше 1000 л.с. и крутящим моментом порядка 6500 Нм. Мощность же двигателей варьируется от 1060 л.с., как у грузовиков команды Freightliner, до 1600 л.с. как у некоторых заводских команд. Объясняется это тем, что никакие ограничения на мощность не накладываются и вопрос мощности это исключительно вопрос бюджета на доработки.
Гоночные грузовики различаются по конструкции кабины пилота. Существуют капотные и некапотные варианты. Классический пример некапотного тягача - грузовики фирмы MAN или Renault: в Европе любят такие кузова. Капотные грузовики - это детище Америки, например Freightliner. Михаил Коновалов сказал, что при прочих равных, преимущество остается на стороне капотных тягачей именно благодаря конструкции их кабины. Вес кабины составляет в среднем порядка 800 кг, при этом перегрузки при разгонах и торможениях составляют порядка 2-3 G. Так вот у капотных он распределяется по всему пространству, а в обычных давит на пилота.
В грузовиках используется водяное охлаждение тормозов. За гонку на трассу выливается порядка 200 литров воды. За необходимостью ее использования следит сам пилот, который и нажимает в нужный момент нужную кнопку.
Гонки проходят с реверсом, т.е. при формировании сетки второго заезда, восьмерку лучших пилотов переворачивают наоборот, так что первыми стартуют те, кто послабее, а лидерам приходится их обгонять, что еще больше подогревает борьбу. По итогам первой гонки очки начисляются по системе 20-15-12-10-8-6-4-3-2-1. Вторая гонка приносит более скромный урожай: 10-9-8-7-5-4-3-2-1.
И еще в этом году появилось дополнительное новшество. Теперь после первой квалификации проходит еще так называемый «суперпоул», когда лучшие 10 тягачей заезжают за поулпозишн. Очень похоже на F1.
ГОНКА
В этот раз на Смоленском кольце проходил 6-й этап Чемпионата Европы по гонкам на грузовиках. Всего в этом году 10 этапов. Александр Львов сейчас занимает 9-е место в общем зачете, собственно, так было и до Смоленска, но разрыв с 8-м местом сократился.
Саша выступает в грузовом чемпионате три года, но опыта у него значительно прибавилось, и, по его словам, «он достаточно здесь освоился, чтобы бороться за призовые места». И кстати, те четыре гонки, что 20 000 зрителей и болельщиков посмотрели в течение двух дней в Смоленске, это отлично подтверждают. Львов даже выбивался в лидеры, но не все складывалось удачно. И некрасивый толчок под корму соперником, и последовавший за ним разворот, и столкновения в контактной борьбе. И даже сторонние обстоятельства были против него: он был вынужден ездить обе гонки в день на одном комплекте резины. Экономия, блин.
Первый день был для Александра Львова не слишком удачным. Обе гонки ему пришлось спустить на тормозах. В самом начале у него произошло столкновение с тягачем другого пилота. Его отбросило на несколько позиций назад и отыграться возможности уже не было. Финиш на 9-м месте. Самая борьба происходила между двумя постоянными соперниками - Йоханом Ханом и Антонио Альбасете. Альбасете в длительном противостоянии допускает ошибку и становится лишь вторым. Третий - чех Давид Вршецки.
На второй гонке Альбасете вообще сошел из-за повреждений радиатора (ему туда прилетела неизвестно откуда взявшаяся металлическая труба), а Хан финишировал 7-м. Львов вновь 9-й.
Зато воскресенье принесло немного радости.
Для начала мы с восторгом и удивлением наблюдали, как на грузовике все того же Уве Ниттеля под номером 9 механики за час (!!!) поменяли двигатель и подготовили тягач к дальнейшим гонкам. Адаму Лацко, прошлогоднему партнеру Львова по команде, два раза чинили турбину. Ну и у Альбасете с радиатором были серьезные проблемы. Весь ремонт делается практически моментально, не успеваешь оглянуться - не просто перекинули двигатель, а уже заливают в него жидкости и проверяют, как заводится. В общем - фантастика.
В воскресенье у Антонио Альбасете проблемы продолжились. В третьей гонки у него срезало обе полуоси, и он опять сошел. Первое место опять занял Йохан Хан. Кстати, у Львова с ним постоянные стычки и борьба. Мне кажется, оба гонщика просто терпеть друг друга не могут и всячески стараются друг другу насолить. Вторым стал Адам Лацко.
Когда я спросила у Львова, как так получилось, что его прошлогодний партнер совершил такой рывок вперед, Саша грустно ответил, что отец Адама дает на гонки огромные бюджеты, так что и двигатели перестраиваются и растачиваются, и резина всегда свежая, и все остальное на уровне.
Ну, может, и у нас в команде когда-нибудь будет все хорошо, хотя Львов уже явно подумывает о переходе обратно в легковые кузовные чемпионаты и о развитии российского автоспорта, так как стал замом генерального директора на Автодроме Санкт-Петербург.
Но вернемся к гонкам.
4-я гонка уикэнда стала самой яркой и запоминающейся из всех. Сразу же после старта Александр Львов выбился в лидеры, сумев отыграть 3 позиции на старте. Все болельщики вдохнули и забыли выдохнуть, но счастье длилось недолго, всего один единственный прямик. В контактной борьбе с Кристофером Леветтом Львов потерял свою позицию и откатился на много пунктов назад. Но Саша не сдавался и методично отыгрывал метр за метром. При этом на трассе Смоленского кольца происходила непрерывная контактная борьба. Первая после стартового прямика шпилька оказалась буквально усеяна разноцветными обломками автомобилей. Главное «месиво» устроил немецкий пилот Маркус Ойстрах, в результате чего был даже дисквалифицирован - что редко случается на трак рейсинге. В клубах пара и дыма на какое-то время затерялся и желтый MAN Львова, но вышел оттуда без повреждений, более того: отыграл позиции и в итоге после 14 кругов стал пятым! Антонио Альбасете получил штраф в виде проезда по питлейну за чересчур жесткое пилотирование. Грузовик Леветта получил серьезные повреждения во время столкновения с Адамом Лацко и был вынужден сойти.
В результате золото досталось Адаму Лацко, и он был просто счастлив. Второе место занял также чешский спортсмен Дэвид Вршецки, третье досталось Маркусу Безигеру.
P.S. Продолжение про Лада Гранта следует…
В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ. Не могу не сказать, что у Львова растет очень правильная дочка Ксения, наш человек. Последнее время она, по ее собственным словам, стала очень увлекаться авто и мотто спортом. Папа обещал ее начать тренировать со следующего сезона на петербуржской трассе. И хотя практиковаться она пока начнет на автомобилях, гораздо более сильное пристрастие Ксения питает к мотоциклам.
Хочу пожелать ей удачи и много здоровья. Она хорошая девочка.
Бонус: